Навигация
Главная
Поиск
Форум
FAQ's
Ссылки
Карта сайта
Чат программистов

Статьи
-Delphi
-C/C++
-Turbo Pascal
-Assembler
-Java/JS
-PHP
-Perl
-DHTML
-Prolog
-GPSS
-Сайтостроительство
-CMS: PHP Fusion
-Инвестирование

Файлы
-Для программистов
-Компонеты для Delphi
-Исходники на Delphi
-Исходники на C/C++
-Книги по Delphi
-Книги по С/С++
-Книги по JAVA/JS
-Книги по Basic/VB/.NET
-Книги по PHP/MySQL
-Книги по Assembler
-PHP Fusion MOD'ы
-by Kest
Professional Download System
Реклама
Услуги

Автоматическое добавление статей на сайты на Wordpress, Joomla, DLE
Заказать продвижение сайта
Программа для рисования блок-схем
Инженерный калькулятор онлайн
Таблица сложения онлайн
Популярные статьи
OpenGL и Delphi... 65535
Форум на вашем ... 65535
21 ошибка прогр... 65535
HACK F.A.Q 65535
Бип из системно... 65535
Гостевая книга ... 65535
Invision Power ... 65535
Пример работы с... 65535
Содержание сайт... 65535
ТЕХНОЛОГИИ ДОСТ... 65535
Организация зап... 65535
Вызов хранимых ... 65535
Создание отчето... 65535
Имитационное мо... 65535
Программируемая... 65535
Эмулятор микроп... 65535
Подключение Mic... 65535
Создание потоко... 65535
Приложение «Про... 65535
Оператор выбора... 65535
Реклама
Сейчас на сайте
Гостей: 11
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 13,370
новичок: dogoco6
Новости
Реклама
Выполняем курсовые и лабораторные по разным языкам программирования
Подробнее - курсовые и лабораторные на заказ
Delphi, Turbo Pascal, Assembler, C, C++, C#, Visual Basic, Java, GPSS, Prolog, 3D MAX, Компас 3D
Заказать программу для Windows Mobile, Symbian

Информационная система - транспортный парк на Turbo Pascal (База данных)...
Игра Sokoban на Delphi + Блок схемы
Моделирование работы класса персональных компьютеров на GPSS + Отчет + Б...

1.5. Правила


Предположим, мы хотим сформулировать утверждение, что Джону нравятся все люди. Один из способов сделать это заключается в записи для каждого человека, упоминаемого в базе данных, отдельного факта:
нравится(джон,альфред).
нравится(джон,бертран).
нравится(джон,чарлз).
нравится(джон,дейвид).
* * *
Это было бы очень утомительным, особенно если в нашей программе на Прологе упоминается несколько сот человек. Другой способ выразить факт, что Джону нравятся все люди, - это сказать Джону нравится любой объект при условии, что этот объект является человеком. Здесь этот факт представлен в форме правила для определения того, что нравится Джону, а не прямого перечисления всех людей, которые ему нравятся. В ситуации, когда Джону мог бы нравиться любой человек, представление утверждения в виде правила является значительно более компактным, чем список фактов.
В Прологе правила используются в том случае, когда необходимо сказать, что некоторый факт зависит от группы других фактов. В естественном языке для выражения правила мы можем использовать слово если. Например:
• Я пользуюсь зонтом, если идет дождь.
• Джон покупает вино, если оно дешевле, чем пиво.
Правила используются также для выражения определений, например:
X является птицей, если:
  X является живым существом и X имеет перья.
или
X является сестрой Y , если:
  X является женщино и X и  Y имеют одних и тех же родителей.
В последних примерах мы использовали переменные X и Y . Важно помнить, что каждое вхождение переменной в правило обозначает один и тот же объект. Иначе мы разрушили бы саму суть определения. Например, используя приведенное выше определение птицы, мы не смогли бы показать, что Фред является птицей на основании того, что Фидо – это живое существо, а Мэри имеет перья. Этот принцип согласованной интерпретации переменных справедлив также и для правил в Прологе.
Правило – это некоторое общее утверждение об объектах и об отношениях между ними. Например, мы можем сказать, что Фред является птицей, если Фред является живым существом и Фред имеет перья, мы можем также сказать, что Бертрам является птицей, если Бертрам является живым существом и Бертрам имеет перья. Таким образом, мы допускаем, что при каждом новом использовании правила переменная обозначает новый, отличный от прежнего объект. Конечно, в рамках конкретного использования правила переменные интерпретируются согласованно, как на это указывалось выше.
Рассмотрим несколько примеров, начав с правила, содержащего одну переменную и конъюнкцию:
Джону нравится любой, кому нравится вино, или,
другими словами,
Джону нравится что-то, если чему-то нравится вино,
или, используя переменные,
Джону нравится X , если X нравится вино.
В Прологе правило состоит из заголовка и тела правила. Заголовок и тело соединяются с помощью символа :-, который состоит из двоеточия : и тире - . Символ ':-' читается если.
Предыдущий пример записывается на Прологе следующим образом:
нравится(джон,X):- нравится(Х,вино).
Отметим, что правила также заканчиваются точкой. Заголовком этого правила является нравится(джон,Х). Заголовок правила описывает факт, для определения которого предназначено это правило. Тело правила, в данном случае нравится(Х,вино), описывает конъюнкцию целей, которые должны быть последовательно согласованы с базой данных, для того чтобы заголовок правила был истинным. Например, мы можем сделать Джона более разборчивым в выборе тех, кто ему нравится, просто добавив к телу правила еще несколько целевых утверждений, разделив их запятыми:
нравится(джон,X):- нравится(Х,вино), нравится(X,пища).
или, другими словами, Джону нравится любой, кому нравятся вино и пища. Или, предположим, что Джону нравится любая женщина, которой нравится вино:
нравится(джон,Х):- женщина(Х), нравится(Х,вино).
Всякий раз, когда мы имеем дело с правилом в Прологе, необходимо отмечать все вхождения переменных. В последнем примере переменная X использована три раза. Всякий раз, как переменная X конкретизируется некоторым объектом (ей присваивается значение), все вхождения X в пределах области действия этой переменной становятся конкретизированными. При каждом употреблении правила область действия переменной X – это все правило, начиная с заголовка и до точки '.' в конце этого правила. Так, если в приведенном выше правиле переменная X оказалась конкретизированной, принимая значение мэри, то Пролог попытается согласовать с базой данных целевые утверждения женщина(мэри) и нравится(мэри,вино).
Теперь, чтобы продемонстрировать правило, использующее более одной переменной, рассмотрим базу данных, содержащую факты о семействе королевы Виктории. Мы будем использовать предикат родители, имеющий три аргумента. родители(Х, Y, Z) означает: Родителями X являются Y и Z . Переменная Y обозначает мать, а переменная Z обозначает отца. Кроме того, мы будем использовать предикаты женщина и мужчина в их очевидном значении. Некоторая часть этой базы данных могла бы выглядеть следующим образом:
мужчина(альберт).
мужчина(эдуард).
женщина(алиса).
женщина(виктория).
родители(эдуард,виктория,альберт).
родители(алиса,виктория,альберт).
Здесь мы воспользуемся описанным ранее правилом является_сестрой. Правило определяет предикат является_сестрой , имеющий два аргумента, таким образом, что является_сестрой(X, Y) истинно, если X является сестрой Y . Обратим внимание на использование в имени предиката символа подчеркивания '_'. Хотя до сих пор не было дано полных правил конструирования имен, отметим, что допускается использование подчеркивания в именах, а более подробно об этом будет сказано в следующей главе. Тогда X является сестрой Y , если:
• X является женщиной,
• X имеет мать М и отца F и
• Y имеет тех же мать и отца, что и X .
Это можно записать в виде следующего правила Пролога:
является_сестрой(X,Y):- женщина(X), родители(X,M,P), родители(Y,M,P).
Мы используем переменные  M и F для обозначения матери и отца, хотя при желании мы могли бы использовать имена Мать и Отец . Отметим, что мы употребляем переменные, которые не появляются в заголовке правила. Эти переменные,  M и F , обрабатываются таким же образом, как и любая другая переменная. Когда Пролог использует это правило, переменные  M и F изначально будут неконкретизированными. Этим переменным будет присвоено некоторое значение в момент установления соответствия для предиката родители(X,M,F) . Однако, как только они конкретизируются, становятся конкретизированными и все вхождения переменных  M и F , соответствующие текущему использованию правила. Следующий пример должен помочь объяснить, как используются эти переменные. Давайте зададим вопрос:
?- является_сестрой(алиса,эдуард).
Имея описанные выше базу данных и правила является_сестрой и получив такой вопрос, Пролог выполняет следующие действия:
1. Сначала вопрос сопоставляется с единственным правилом для предиката является_сестрой , приведенным выше. При этом переменная X конкретизируется, принимая значение алиса , и переменная Y конкретизируется значением эдуард . Правило, с которым произошло сопоставление, отмечается маркером. Теперь Пролог пытается последовательно согласовать с базой данных три предиката, входящие в тело правила.
Опубликовал Kest July 09 2009 11:51:06 · 0 Комментариев · 11503 Прочтений · Для печати

• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •


Страница 1 из 2 1 2 >
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:



smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

Введите проверочный код:* =
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Поделиться ссылкой
Фолловь меня в Твиттере! • Смотрите канал о путешествияхКак приготовить мидии в тайланде?
Загрузки
Новые загрузки
iChat v.7.0 Final...
iComm v.6.1 - выв...
Visual Studio 200...
CodeGear RAD Stud...
Шаблон для новост...

Случайные загрузки
База данных: Книж...
Самоучитель C++
Battle.Net - мони...
Пример клиента ФТ...
Pro-Download Sys...
WinAmp
Abc_component
Программирование ...
Delphi 2005 для .NET
Srinilist
Пример работы с ф...
Trojan [Исходник ...
OnlineIP
Рисование PopupMenu
SODA [Исходник на...
С/C++ Программиро...
Учебник для продв...
Работа с базами д...
Стелтинг Стивен, ...
Scrrlcaptoin

Топ загрузок
Приложение Клие... 100774
Delphi 7 Enterp... 97836
Converter AMR<-... 20268
GPSS World Stud... 17014
Borland C++Buil... 14191
Borland Delphi ... 10291
Turbo Pascal fo... 7374
Калькулятор [Ис... 5984
Visual Studio 2... 5207
Microsoft SQL S... 3661
Случайные статьи
Игры. Как победить...
поддеревьев: какие...
Классы-оболочки вс...
Главное меню
Добавляете ли вы в...
Коды, построенные ...
Добавить объект P...
Облегчайте переход
Установка соединен...
Рабочий пример: те...
Создание композитн...
Создание программн...
Выбор типа XHTML-д...
Как заполнять ране...
Проектирование
Разработка инфогра...
Программирование: ...
Где команда ping п...
Реализация механиз...
Стратегии и процес...
Игровой клуб Вулкан
Джойказино - надеж...
Как обогнать конку...
Инструкция по сбор...
Основы службы подд...
Статистика



Друзья сайта
Программы, игры


Полезно
В какую объединенную сеть входит классовая сеть? Суммирование маршрутов Занимают ли таблицы память маршрутизатора?