Навигация
Главная
Поиск
Форум
FAQ's
Ссылки
Карта сайта
Чат программистов

Статьи
-Delphi
-C/C++
-Turbo Pascal
-Assembler
-Java/JS
-PHP
-Perl
-DHTML
-Prolog
-GPSS
-Сайтостроительство
-CMS: PHP Fusion
-Инвестирование

Файлы
-Для программистов
-Компонеты для Delphi
-Исходники на Delphi
-Исходники на C/C++
-Книги по Delphi
-Книги по С/С++
-Книги по JAVA/JS
-Книги по Basic/VB/.NET
-Книги по PHP/MySQL
-Книги по Assembler
-PHP Fusion MOD'ы
-by Kest
Professional Download System
Реклама
Услуги

Автоматическое добавление статей на сайты на Wordpress, Joomla, DLE
Заказать продвижение сайта
Программа для рисования блок-схем
Инженерный калькулятор онлайн
Таблица сложения онлайн
Популярные статьи
OpenGL и Delphi... 65535
Форум на вашем ... 65535
21 ошибка прогр... 65535
HACK F.A.Q 65535
Бип из системно... 65535
Гостевая книга ... 65535
Invision Power ... 65535
Пример работы с... 65535
Содержание сайт... 65535
ТЕХНОЛОГИИ ДОСТ... 65535
Организация зап... 65535
Вызов хранимых ... 65535
Создание отчето... 65535
Имитационное мо... 65535
Программируемая... 65535
Эмулятор микроп... 65535
Подключение Mic... 65535
Создание потоко... 65535
Приложение «Про... 65535
Оператор выбора... 65535
Реклама
Газосиликатные блоки купить в калининграде baltblok.ru/gazosilikatnyi-blok.
Сейчас на сайте
Гостей: 10
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 13,361
новичок: uehuat
Новости
Реклама
Выполняем курсовые и лабораторные по разным языкам программирования
Подробнее - курсовые и лабораторные на заказ
Delphi, Turbo Pascal, Assembler, C, C++, C#, Visual Basic, Java, GPSS, Prolog, 3D MAX, Компас 3D
Заказать программу для Windows Mobile, Symbian

Моделирование работы ЭВМ на GPSS + Пояснительная записка
Лабораторная работа по динамическим спискам на Turbo Pascal (удаление ду...
Лабораторная работа по динамическим спискам на Turbo Pascal (перемещение...

Основы WinApi
Предполагается, что читатель уже неплохо владеет Delphi, поэтому будет подчёркиваться, прежде всего, разница между этими двумя инструментами. Кроме того, многие авторы книг по Delphi не уделяют достаточно внимания функциям Win API, предназначенным для работы с окнами и графикой, потому что считают, что VCL Delphi достаточно хорошо справляется с этими задачами. Так что часто приходится учиться работе с Win API по книгам по 16-разрядному Borland Pascal'ю. Поэтому я буду обращать внимание и на отличие 32-разрядных версий от 16-разрядных. Но я не буду без особой необходимости останавливаться на подробном описании конкретных функций, так как это всё сделано в справочной системе. Я также остановлюсь и на этой самой справочной системе, потому что начинающему программисту может оказаться не очень просто разобраться с ней.

Что такое Win API

Win API - это набор функций, предоставляемых операционной системой каждой программе. Эти функции находятся в стандартных динамически компонуемых библиотеках (Dynamic Linked Library, DLL), таких как kernel32.dll, user32.dll, gdi32.dll. Эти файлы находятся в директории WindowSystem. Вообще говоря, каждая программа должна самостоятельно заботится о том, чтобы подключить эти библиотеки. DLL могут подключаться к программе статически и динамически. В первом случае программа «освобождает» DLL только при завершении, во втором освобождение может произойти в любой момент. Если после освобождения DLL оказывается, что её больше не использует ни одна программа, она выгружается из памяти. Так как стандартные библиотеки используются самой системой, они всегда находятся в памяти, и поэтому использование динамического подключения бессмысленно. Чтобы статически подключить в Delphi некоторую функцию Win API, например, функцию GetWindowDC из модуля user32.dll, надо написать конструкцию вида


function GetWindowDC(Wnd: HWnd); HDC; stdcall; external
'user32.dll' name 'GetWindowDC';


Такая запись обеспечивает одновременно и статическое подключение библиотеки user32, и декларацию функции GetWindowDC, что позволяет компилятору в дальнейшем работать с ней. Обратите внимание, что все функции Win API написаны в соответствии с моделью вызова stdcall, а в Delphi по умолчанию используется другая модель - register (модель вызова определяет, как функции передаются параметры). Поэтому при импорте функций из стандартных библиотек необходимо явно указывать эту модель. Далее указывается, из какой библиотеки импортируется функция и какое название в ней она имеет. Дело в том, что имя функции в библиотеке может не совпадать с тем, под которым она становится известна компилятору. Позже я остановлюсь на тех случаях, когда это используется. Главным недостатком DLL следует считать то, что в них сохраняется информация только об именах функций, но не об их параметрах. Поэтому, если при импорте функции указать не те параметры, какие подразумевались автором DLL, то программа будет работать неправильно (вплоть до зависания), а ни компилятор, ни операционная система не смогут указать на ошибку.
Обычно программа использует довольно большое число функций Win API. Декларировать их все довольно утомительно. К счастью, Delphi избавляет программиста от этой работы: все эти функции уже описаны в соответствующих модулях, достаточно упомянуть их имена в разделе uses. Например, большинство общеупотребительных функций описаны в модулях Windows.dcu и Messages.dcu.

Как получить справку по функциям Win API

Для тех, кто решил использовать Win API, самым необходимым инструментом становится какая-либо документация по этим функциям. Их так много, что запомнить все совершенно нереально, поэтому работа без справочника под рукой просто невозможна. Наиболее доступным справочником для российского программиста является Win32 Developer's Reference, справочная система фирмы Microsoft, потому что фирма Inprise (тогда ещё Borland), получила лицензию на включение её в состав Delphi. Сам я буду постоянно ссылаться на эту справку, потому что подробное описание функций займёт слишком много места, да и нет особого смысла описывать то, что описали и без меня.
Хотя в комплект поставки Delphi и входит эта справочная система, содержащая описание всех функций Win API, получение справки по ним не настолько удобное, как по стандартным функциям Delphi. Если набрать в редакторе Delphi имя какой-нибудь функции Win API, поставить курсор в начало этой функции и нажать F1,то откроется справка по ней, как и в случае обычных функций и процедур. Однако функции Win API не появляются в предметном указателе справочной системы. Авторы Delphi объясняют это ограничениями, накладываемыми самой справочной системой (как обычно, всех собак вешают Windows). Они же советуют создать в меню кнопки «Пуск» ярлык к справочной системе Win32 Developer's Reference. Мне остаётся только присоединиться к этому совету и добавить, что ярлык надо создавать к файлу MSTools.hlp, который находится в директории $(Delphi)Help.

Другая проблема заключается в том, что, так как система Windows написана на Си, все описания функций Win API даны в соответствии с синтаксисом именно этого языка, а не Паскаля. Во-первых, необходимо разобраться с типами. Ниже приведена таблица, какие типы Си чему соответствуют.

WCHAR = WideChar;
LPSTR = PChar;
LPCSTR = PChar;
LPWSTR = PWideChar;
LPCWSTR = PWideChar;
DWORD = Integer;
BOOL = LongBool;
PBOOL = ^BOOL;
PINT = ^Integer;
PWORD = ^Word;
PDWORD = ^DWORD;
LPDWORD = PDWORD;
UCHAR = Byte;
PUCHAR = ^Byte;
SHORT = Smallint;
UINT = Integer;
PUINT = ^UINT;
ULONG = Longint;
PULONG = ^ULONG;
LCID = DWORD;
LANGID = Word;

int = Integer;
long = LongInt;
PVOID = Pointer;
HANDLE = THandle;
LPPOINT = TPoint;
RECT = TRect;
LPRECT = PRect;
LPSIZE = PSize;
BITMAP = TBitmap;

Все типы, приведённые в первой части таблицы, в целях совместимости описаны в модуле Windows.dcu, поэтому их можно использовать наравне с обычными типами Delphi. Кроме этих типов общего назначения существуют ещё специальные. Например, дескриптор окна имеет тип HWND, первый параметр сообщения - тип WPARAM. Эти специальные типы также описаны в Windows.dcu. В некоторых имена типов, встречающихся в справке, и соответствующих им типов из Windows.dcu отличаются только добавлением буквы «T», как это можно видеть из второй части таблицы. Кстати, не следует путать тип TBitmap, определённый в Windows.dcu, с классом TBitmap, определённым в Graphics.dcu. Зачем разработчикам Delphi потребовалось называть разные типы одним именем, не понятно, тем более что во второй версии Delphi был тип BITMAP, который куда-то исчез в третьей. Зато в четвёртой версии снова появился BITMAP, остался TBitmap, да ещё добавился tagBITMAP, и все эти три типа означают то же самое.
Теперь о синтаксисе описания самой функции в Си. Оно имеет вид
<Тип> <Имя> ( <Тип> <Имя> , <Тип> <Имя> , ...);
Еще в Си различается верхний и нижний регистр, поэтому идентификаторы HDC, hdc, hDC и т. д. - разные идентификаторы (автор Си очень любил краткость и хотел, чтобы можно было делать не 26, а 52 переменные с именем из одной буквы). Поэтому часто можно встретить, что имя параметра и его тип совпадают с точностью до регистра. К счастью, при описании функции в Delphi мы не обязаны сохранять имена параметров, значение имеют лишь их типы и порядок следования. С учётом всего этого функция, описанная в справке как

HMETAFILE CopyMetaFile(HMETAFILE hmfSrc, LPCTSTR lpszFile);

в Delphi имеет вид

function CopyMetaFile(hmfSrc: HMETAFILE; lpszFile: LPCTSTR): HMETAFILE;

или, что то же самое,

function CopyMetaFile(hmfSrc: HMetaFile; lpszFile: PChar): HMetaFile;

Так как в Паскале нет разницы, написать, например, HMETAFILE или HMetaFile, в дальнейшем я буду придерживаться второго варианта, потому что так легче читать, хоть это и не совпадает с тем, как принято в справочной системе.
Несколько особняком стоит тип VOID. Если функция имеет такой тип, то в Паскале она описывается как процедура. Если вместо параметров у функции в скобках стоит VOID, это означает, что функция не имеет параметров. Например, функция

VOID CloseLogFile(VOID);

в Delphi описывается как

procedure CloseLogFile;

Не путайте VOID и PVOID. PVOID - это нетипизированный указатель, соответствующий типу Pointer.
В тех случаях, когда тип параметра является указателем на другой тип (обычно начинается с букв LP), при описании этой функции в Delphi можно пользоваться параметром-переменной, так как в этом случае функции передаётся указатель. Например, функция

int GetRgnBox(HRGN hrgn, LPRECT lprc);

в файле Windows.pas описана

function GetRgnBox(RGN: HRGN; var p2: TRect): Integer;

И, наконец, если не удаётся понять, как функция, описанная в справке, должна быть переведена на Паскаль, можно попытаться найти описание этой функции в исходных текстах модулей, поставляемых вместе с Delphi. Эти модули находятся в директории $(DELPHI)SourceRTLWin. Можно также воспользоваться подсказкой, которая всплывает в редакторе Delphi после того, как будет набрано имя функции.
Если посмотреть справку, например, по функции GetSystemMetrics, то видно, что эта функция должна иметь один целочисленный параметр. Однако далее в справке предлагается при вызове этой функции подставлять в качестве параметра не числа, а SM_ARRANGE, SM_CLEANBOOT и т. д. Подобная ситуация и со многими другими функциями Win API. Все эти SM_ARRANGE, SM_CLEANBOOT и т. д. являются именами числовых констант. Эти константы описаны в том же модуле, в котором описана функция, использующая их, поэтому можно не выяснять численные значения этих констант, а указывать при вызове функций их имена, например, GetSystemMetrics(SM_Arrange); Если по каким-то причинам всё-таки потребовалось выяснить численные значения, то в справочной системе их искать не стоит - их там нет. Я могу только опять отправить к исходным текстам модулей Delphi, в которых эти константы описаны. Так, например, просматривая Windows.pas, можно узнать, что SM_ARRANGE = 56. Кстати, всем, кто решиться самостоятельно просматривать исходники, я очень рекомендую использовать для этого не текстовый редактор, а программу, которая может только показать, но не изменить файл (что-то вроде просмотра по F3 в Norton Commander'е). Так безопаснее. Или же стоит подумать о резервной копии.
В описании многих функций Win API вверху можно увидеть три ссылки: QuickInfo, Overview и Group. Первая даёт краткую информацию о функции. Самой полезной частью этой информации является то, для каких версий Windows эта функция реализована. Например, очень полезна функция MaskBlt, однако QuickInfo показывает, что она реализована только в Windows NT. Программа, использующая эту функцию, не будет работать в Windows 95. Иногда напротив названия одной из систем стоит слово «Stub», которое переводится как «пень», «обрубок» (например, для функции GetDeviceGammaRamp это слово стоит напротив Windows NT). Это означает, что в данной версии эта функция присутствует (то есть обращение к ней не вызывает ошибки), но ничего не делает. Оставим на совести программистов из Microsoft вопрос, зачем нужны такие пни. Overview - это краткий обзор какой-то большой темы. Например, для любой функции, работающей с растровыми изображениями, обзор будет в двух словах объяснять, зачем в принципе нужны эти самые растровые изображения. Судя по непроверенным данным, первоначально эти обзоры замышлялись как нечто большее, но потом остановились на таких вот лаконичных фразах. Как бы то ни было, найти в обзоре полезную информацию удаётся крайне редко, поэтому заглядывать туда стоит только если ну совсем ничего не понятно. И, наконец, Group. Эта ссылка приводит к списку всех функций, родственных данной. Например, для функции CreateRectRgn группу будут составлять все функции, имеющие отношение к регионам. Если теперь нажимать на кнопку << (два знака «меньше») сразу под главным меню окна справки, то будут появляться страницы с кратким описанием возможных применений объектов, с которыми работают функции (в приведённом примере описание возможностей регионов). Чтобы читать их в нормальной последовательности, лучше всего нажать на <<; столько раз, сколько возможно, а затем пойти в противоположном направлении с помощью кнопки >>;.
Иногда в справке можно встретить указания «Windows 95 only» или «Windows NT only». К этим замечаниям следует относится критически, так как справка написана для Windows 95, когда ещё не было Windows NT 4.0, описывается версия со старым интерфейсом. Так что то, про что написано «Windows 95 only», может вполне успешно работать и в Windows NT 4.0 и выше, особенно если это «что-то» связано с пользовательским интерфейсом. То же самое относится и к QuickInfo. Такие вещи лучше всего проверять на практике.
Ещё несколько слов о числовых константах. В справке можно встретить числа вида, например, 0xC56F или 0x3341. Префикс «0x» в Си означает шестнадцатеричное число. В Delphi надо его заменить на «$», то есть вышеназванные числа должны быть записаны как $C56F и $3341 соответственно.

Дескрипторы вместо классов

Программируя в Delphi, мы быстро привыкаем к тому, что каждый объект реализуется экземпляром соответствующего класса. Например, кнопка реализуется экземпляром класса TButton, контекст устройства - классом TCanvas. Но когда создавались первые версии Windows, объектно-ориентированный метод программирования ещё не был общепризнанным, поэтому он не был реализован. Современные версии Windows частично унаследовали этот недостаток, поэтому в большинстве случаев приходится работать по старинке, тем более что DLL могут экспортировать только функции, но не классы.
Когда мы создаём некоторый объект в Windows, ему присваивается уникальный 32-разрядный номер, называемый дескриптором. В дальнейшем при работе с этим объектом каждой функции передаётся этот дескриптор. В этом и заключается главное различие между методами класса и функциями Win API. Первые связаны с тем экземпляром класса, через который они вызыва-ются, и поэтому не требуют явного указания на объект. Вторым необходимо такое указание, так как они сами по себе никак не связаны ни с одним объектом.
Не следует думать, что при работе с Win API следует полностью отказываться от классов Delphi. Эти методы прекрасно работают вместе. Правда, внутренние механизмы Delphi не могут включиться, если изменение объекта происходит через Win API. Например, если спрятать окно не с помощью метода Hide, а с помощью вызова функции Win API ShowWindow(Handle, SW_Hide), не возникнет событие OnHide, потому что оно запускается теми самыми внутренними механизмами Delphi. Но такие недоразумения случаются обычно только тогда, когда функциями Win API дублируется то, что можно сделать и с помощью Delphi. Для вызова функций Win API объекта, созданного с помощью Delphi, используйте свойство Handle. В нём хранится дескриптор.
В некоторых случаях класс Delphi инкапсулирует несколько объектов Windows. Например, класс TBitmap включает в себя HBitmap и HPalette - картинку и палитру к ней. Соответственно, он хранит два дескриптора - в свойствах Handle и Palette.
Все экземпляры классов, созданные в Delphi, должны удаляться. В некоторых случаях это происходит автоматически, в некоторых программист должен сам позаботиться о «выносе му-сора». Аналогичная ситуация и с объектами, создаваемыми в Win API. Если посмотреть справку по функции, создающей какой-то объект, то там обязательно будет информация о том, какой функцией можно удалить объект и может ли система сделать это автоматически. Во многих случаях совершенно разные объекты могут удаляться одной и той же функцией. Так, функция DeleteObject удаляет косметические карандаши, геометрические карандаши, кисти, шрифты, регионы, растровые изображения и палитры. Обращайте внимание на возможные исключения. Например, регионы не удаляются системой автоматически, однако если вызвать для региона функцию SetWindowRgn, то этот регион переходит в собственность операционной системы. Никакие дальнейшие операции с ним, в том числе и удаление, совершать нельзя.

Формы Delphi и окна Windows

Принято считать, что класс TForm реализует окно. Это не совсем верно, потому что TForm реализует лишь часть тех объектов, которые принято называть окнами. Например, кнопка - это тоже окно, но реализуется она классом TButton.
Каждое окно принадлежит к какому-то оконному классу. Не следует путать оконный класс с классами Delphi. Это некий шаблон, определяющий базовые свойства окна. Каждому такому шаблону присваивается имя, уникальное в его области видимости. Классы делятся на локальные (видимые только в приложении, регистрирующем их) и глобальные (видимые вне прило-жения). В 16-разрядных версиях Windows локальный класс, зарегистрированный приложением, был виден всем другим экземплярам этого же приложения. В 32-разрядных версиях различные экземпляры одного приложения стали более самостоятельными, поэтому каждый экземпляр должен заново регистрировать все свои классы. Перед использованием класс необходимо зарегистрировать ( функция RegisterClassEx). При завершении программы все классы, зарегистрированные в ней, удаляются автоматически, хотя при необходимости их можно удалить и самостоятельно. Отсюда очевидно, что глобальный оконный класс, доступный всем программам, должен быть зарегистрирован динамической библиотекой, постоянно находящейся в памяти. Как это сделать, можно прочитать в Win32 Developer's Reference, тема WNDCLASS. Если же глобальный класс регистрируется программой обычным образом, то это означает, что он будет доступен не только самой программе, но и всем библиотекам, вызванным ею, но никак не другим программам и не другим экземплярам этой программы. Если наоборот, глобальный класс регистрирует DLL, то он становится доступным всем программам, использующим эту DLL. Но в этом случае класс не удаляется автоматически.
При создании окна обязательно указывать его класс. Данный класс должен быть к этому моменту зарегистрирован. В Delphi имя оконного класса для окон, созданных наследниками TForm, всегда совпадает с именем класса Delphi. Существуют предопределённые классы Windows, которые не надо регистрировать. Это 'BUTTON', 'COMBOBOX', 'EDIT', 'LISTBOX', 'MDICLIENT', 'SCROLLBAR' и 'STATIC'. Назначение этих классов понятно из их названий (класс 'STATIC' реализует статические, то есть не реагирующие на мышь и клавиатуру, но имеющие дескриптор элементы, текстовые или графические). Впрочем, можно определить локальный класс с зарезервированным именем, он перекроет глобальный в пределах приложения.
Кроме имени, класс включает в себя другие параметры, такие как стиль, кисть и т. д. Они подробно перечислены в справке по теме WNDCLASS.
Кроме класса нужно указать стиль окна и расширенный стиль. Они определяют поведение конкретного окна и не имеют ничего общего со стилем класса. Возможные значения этих стилей перечислены в справке по функциям CreateWindow и CreateWindowEx. Результатом работы этих функций является дескриптор созданного ими окна.
Функции, создающие окна, требуют указать дескриптор приложения. В Delphi этот дескриптор хранится стразу в двух переменных - MainInstance модуля System и HInstance модуля SysInit. Оба эти модуля автоматически подключаются к любому модулю, созданному в Delphi, так что можно использовать ту или иную переменную по своему вкусу. Кстати, не следует путать автоматическое подключение этих модулей с автоматической генерацией кода IDE Delphi для под-ключения таких модулей, как Windows, Forms, SysUtils и т. д. В первом случае модули подключаются несмотря на то, что не упомянуты в списке uses. Более того, их упоминание там приведёт к ошибке. Во втором случае эти модули явным образом подключаются, просто Delphi автоматически пишет эту часть программы за программиста. Можно написать модуль или даже целую программу, которые не будут использовать SysUtils, но нельзя написать такие, которые не будут использовать System.
Создание окон через Win API требует кропотливой работы. VCL Delphi справляется с этой задачей замечательно, поэтому создавать окна самостоятельно приходится только тогда, когда использование VCL нежелательно, например, если необходимо написать как можно более компактное приложение. Во всех остальных случаях приходится только слегка подправлять работу VCL. Например, с помощью Win API можно изменить форму окна или убрать из него заголовок, оставив рамку. Подобные действия не требуют от программиста создания нового окна, можно воспользоваться тем, что уже создано VCL.
Другой случай, когда могут понадобиться функции Win API для окон - если приложение должно что-то делать с чужими окнами. Например, хотя бы просто перечислить все окна, открытые в данный момент, как это делает WinSight32. Но в этом случае также не приходится самому создавать окна, работа идёт с уже имеющимися.
Callback функции
Прежде чем двигаться дальше, необходимо разобраться с тем, что такое callback функции. На русский язык это обычно переводится как функции косвенного вызова. Эти функции в программе описываются, но обычно не вызываются напрямую, хотя ничто не запрещает сделать это. В этом они похожи на те методы класса, которые связаны с событиями. Ничто не мешает вызывать напрямую, например, метод FormCreate, но делать это приходится крайне редко. С другой стороны, даже если этот метод не вызывается явно, он всё равно выполняется, потому что VCL автоматически вызывает его без прямого указания программиста. Еще одно общее свойство - конкретное имя метода при косвенном вызове не важно. Можно изменить его, но если этот метод по-прежнему будет связан с событием OnCreate, он так же будет успешно вызываться. Разница заключается только в том, что такие методы вызываются внутренними механизмами Delphi, а callback функции - самой системой Windows. Соответственно, на эти функции налагаются следующие требования: во-первых, эти функции должны быть именно функциями, а не методами класса (впрочем, иногда это условие удаётся обойти); во-вторых, эти функции должны быть написаны в соответствии с моделью вызова stdcall. Справочная система предлагает использовать модель callback, которая в имеющихся версиях Windows совпадает с stdcall. Однако в Delphi такая модель не поддерживается. Что же касается того, как программист сообщает системе о том, что он написал callback функцию, то это в каждом случае по-своему.
Очень часто функции косвенного вызова используются при перечислении некоторых объектов. В качестве примера рассмотрим перечисление окон с помощью функции EnumWindows. В справке она описана так:

BOOL EnumWindows(WNDENUMPROC lpEnumFunc, LPARAM lParam);

Соответственно, в Windows.pas она имеет вид

function EnumWindows(lpEnumFunc: TFNWndEnumProc; lParam: LPARAM): BOOL; stdcall;

тип TFNWndEnumProc совпадает с типом Pointer. Здесь должен стоять указатель на callback функцию. Синтаксис этой функции описан так:

BOOL CALLBACK EnumWindowsProc(HWND hwnd, LPARAM lParam);

Функции с таким именем не существует в Win API. Это так называемый прототип функции, согласно которому следует описывать callback функцию. На самом деле этот прототип предоставляет большую свободу, чем это может показаться на первый взгляд. Как я уже сказал выше, имя может быть любым. Любыми могут быть и типы функции и параметров, при условии что новые типы совпадают по размерам с теми, которые указываются. Что касается типа функции и типа первого параметра, то они имеют определённый смысл и менять их тип практически бессмысленно. Другое дело со вторым параметром. Он предназначен специально для передачи значения, которое программист волен использовать по своему усмотрению, система не имеет на него никаких видов. А программисту может показаться удобнее работать не с типом LPARAM (то есть LongInt), а, например, с указателем или же с массивом из четырёх байт. Лишь бы были именно четыре байта, а не восемь, шестнадцать или ещё какое-то число. Можно даже превратить этот параметр в параметр-переменную, так как при этом функции будут передаваться всё те же четыре байта - адрес переменной. Но эти удовольствия для тех, кто хорошо разбирается с тем, как используется стек для передачи параметров при различных моделях вы-зова.
Как же работает EnumWindows? После вызова эта функция начинает по очереди перебирать все имеющиеся в данный момент окна верхнего уровня, то есть те, у которых нет родителя. Для каждого такого окна вызывается эта самая callback функция, в качестве первого параметра ей передаётся дескриптор данного окна (каждый раз, естественно, новый), в качестве второго - то, что было передано самой функции EnumWindows в качестве второго параметра (каждый раз одно и то же). Что же может делать callback функция с этим дескриптором? А всё, на что у программиста хватит фантазии. Например, можно минимизировать или вообще закрыть все эти окна, хотя не понятно, с чего бы вдруг устраивать такую диверсию. Или можно проверять все эти окна на соответствие какому-то условию, пытаясь найти нужное. А значение, возвращаемое callback функцией, влияет на работу EnumWindows. Если она возвращает False, значит, всё, что нужно, уже сделано, можно не перебирать остальные окна.
Окончательный код для того случая, когда второй параметр имеет тип Pointer, выглядит так:



function MyCallbackFunction(Wnd:HWnd; P: Pointer):Bool; stdcall;
begin
{ что-то делаем }
end;
..............
var MyPointer:Pointer;
..............
EnumWindows(@MyCallbackFunction, LongInt(MyPointer));


Что бы мы ни делали с типом второго параметра callback функции, тип соответствующего параметра EnumWindows не меняется. Поэтому необходимо явное приведение передаваемого параметра к типу LongInt. Обратное преобразование типов при вызове MyCallbackFunction осуществляется автоматически.
В 16-разрядных версиях Windows вызов callback функций осложнялся тем, что для них необходимо было делать специальный код, называемый прологом. Пролог создавался с помощью функции MakeProcInstance, удалялся после завершения с помощью FreeProcInstance. То есть вызов EnumWindows должен был бы выглядеть так:


var MyProcInstnace: TFarProc;
...................
MyProcInstance := MakeProcInstance(@MyCallbackFunction, HInstance);
EnumWindows(MyProcInstance, LongInt(MyPointer));
FreeProcInstance(MyProcInstance);


В Delphi этот код будет работоспособным, так как для совместимости MyProcInstance и FreeProcInstance оставлены. Но они ничего не делают (в чём легко убедиться, просмотрев ис-ходный файл Windows.pas), поэтому можно обойтись и без них. Другой способ, с помощью которого в 16-разрядных версиях можно сделать пролог - описать функцию с директивой export. Эта директива сохранена для совместимости и в Delphi, но в 32-разрядных версиях она также ничего не делает (несмотря на то, что справка, например, по Delphi 3.0 утверждает обратное; в справке по Delphi 4.3 этой ошибки уже нет).
Сообщения Windows
Человеку, знакомому с Delphi, должна быть ясна схема событийного управления. Программист пишет только код реакции на какое-либо событие, а дальше программа ждёт, когда система сочтёт, что настало время передать управление этому участку кода. Простые программы в Delphi состоят исключительно из методов реакции на события вроде OnCreate, OnClick, OnCloseQerry и т. д. Причём событием называется не только событие в обычном смысле этого слова, то есть когда происходит что-то внешнее, но и ситуация, когда событие используется просто для передачи управления основной программе в тех случаях, когда VCL не может сама справиться с какой-то задачей. Примером такого события является, например, TListBox.OnDrawItem. Устанавливая стиль списка в lbOwnerDrawFixed или lbOwnerDrawVariable, программист как бы сообщает VCL, что он не доволен теми средствами рисования элементов списка, которыми она располагает, и что он берёт эту часть задачи на себя. И каждый раз, когда возникает необходимость в рисовании элемента, VCL передаёт управление специально написанному коду. На самом деле разница между двумя типами событий весьма условна. Можно так же сказать, что когда пользователь нажимает клавишу, VCL не знает, что делать, и поэтому передаёт управление обработчику OnKeyPress.
Событийное управление не есть изобретение авторов Delphi. Такой подход исповедует сама система Windows. Только здесь события называются сообщениями (message), что, на мой взгляд, даже лучше отражает ситуацию. Windows посылает программе сообщения, связанные либо с тем, что произошло что-то внешнее (мышь, клавиатура...), либо с тем, что самой системе потребовались от программы какие-то действия. Самым распространённым таким действием является предоставление информации. Например, когда Windows хочет узнать заголовок окна, она посылает этому окну специальное сообщение, в ответ на которое окно должно сообщить системе свой заголовок. Ещё бывают сообщения, которые просто уведомляют программу о начале какого-то действия (например, о начале перетаскивания окна) и предоставляют возможность вмешаться. Но это вмешательство необязательно.
В Delphi для реакции на каждое событие обычно создаётся свой метод. В Windows одна процедура, называемая оконной, обрабатывает все сообщения. В языке Си нет понятия «процедура», поэтому при использовании Паскаля может возникнуть путаница. Дело в том, что то, что называется оконной процедурой, на самом деле является функцией. Тем не менее, я буду использовать общепринятый термин «оконная процедура». Каждое сообщение имеет свой уникальный номер, а оконная процедура обычно целиком состоит из оператора case, и каждому сообщению соответствует своя альтернатива этого оператора. Номера сообщений учить не надо, потому что можно использовать константы, описанные в модуле Messages.dcu. Эти константы начинаются с префикса, указывающего на принадлежность сообщения к какой-то группе. Например, сообщения общего назначения начинаются с WM_: например, WM_Paint, WM_GetTextLength. Сообщения, специфичные, например, для кнопок, начинаются с префикса BM_. Остальные группы сообщений также связаны либо с теми или иными элементами управления, либо со специальными действиями, например, с динамическим обменом данными (dynamic data exchange, DDE). Обычной программе приходится обрабатывать довольно много сообщений, поэтому оконная процедура бывает, как правило, очень длинной и громоздкой. Оконная процедура описывается программистом как callback функция и указывается при создании оконного класса. Таким образом все окна данного класса имеют одну и ту же оконную процедуру. Впрочем, существует возможность породить так называемый подкласс, то есть новый класс, наследующий все свойства существующего, за исключением оконной процедуры. Несколько подробнее об этом будет сказано далее.
Опубликовал Kest October 25 2008 14:02:48 · 0 Комментариев · 19551 Прочтений · Для печати

• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •


Страница 1 из 2 1 2 >
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:



smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

Введите проверочный код:* =
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Поделиться ссылкой
Фолловь меня в Твиттере! • Смотрите канал о путешествияхКак приготовить мидии в тайланде?
Загрузки
Новые загрузки
iChat v.7.0 Final...
iComm v.6.1 - выв...
Visual Studio 200...
CodeGear RAD Stud...
Шаблон для новост...

Случайные загрузки
CarGame [Исходник...
Пишем программы и...
ADVstatusbar
Win-Prolog 3.618
INSTANT BOOSTER v...
С. Г. Горнаков - ...
C++ Builder в за...
Факториал [Исходн...
Размещение элемен...
100 компонентов о...
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВ...
Программирование ...
PDPcheck
Конвертирование и...
RAS
Borland Delphi 8 ...
Шкрыль А. - Разра...
EditNew
CwstatusBar
Tag Игра "Пятнашк...

Топ загрузок
Приложение Клие... 100771
Delphi 7 Enterp... 97787
Converter AMR<-... 20259
GPSS World Stud... 17014
Borland C++Buil... 14186
Borland Delphi ... 10267
Turbo Pascal fo... 7372
Калькулятор [Ис... 5968
Visual Studio 2... 5205
Microsoft SQL S... 3661
Случайные статьи
Глава 11. Как э...
Применение протоко...
Установка или наст...
Прототип метода
Шаблоны для Joomla
Каковы правила игр...
Механизм условных ...
Invalid variable r...
Спецификация EPON
Правила единственн...
Наиболее сложная л...
Температура нагрет...
Объект класса Matr...
Модные кроссовки 2017
Разделение физичес...
(When Possible)
Азартные игры в ка...
При создании Sound...
Джет Казино
Таблицы
Эти методы служат ...
Система управления...
Системы контроля сети
Свойства кольцевых...
Наконец-то казино ...
Статистика



Друзья сайта
Программы, игры


Полезно
В какую объединенную сеть входит классовая сеть? Суммирование маршрутов Занимают ли таблицы память маршрутизатора?