Для лучшего понимания программы в ней записывается пояснительный текст — комментарий. Комментарий можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Текст комментария ограничен символами { } или (* *) и может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов алфавита языка Паскаль. Ограничений на длину комментария нет, он может занимать несколько строк.
Примеры.
{Начало программы} или (*Начало программы*)
{Вывод запроса на экран}
{Ввод значения А с клавиатуры}
{Вычисление произведения двух целых чисел Proizved}
В ограничителях (* *) пробелы между скобкой и звездочкой запрещены. В тексте не должны находиться знаки ограничителей, с которых комментарий начинается. Например, текст комментария {Пример {1} задания {4}} вызовет ошибку при компиляции. Однако ограничители { } можно вложить в (* *) и наоборот: (*Пример{1} задания {4} *) или {Пример (* 1 *) задания (* 4 *)}.
Комментарий игнорируется компилятором и поэтому никакого влияния на программу не оказывает. По месту положения в программе комментарии можно подразделить на четыре класса: объясняющие назначение программы, поясняющие смысл идентификаторов переменных и констант, описывающие логически обособленные части программы, объясняющие трудно понимаемые элементы алгоритма. В удачно прокомментированной программе легко найти ошибку, проанализировав различие между замыслом автора (в комментариях) и реализацией (в тексте программы).
Ограничители { } и (* *) удобно использовать при отладке программ. В процессе отладки часто требуется временно исключить выполнение какой-либо части программы. Конечно, этого можно добиться, уничтожив временно ненужные операторы или обойдя их с помощью оператора goto. Однако оба этих способа неприемлемы по ряду совершенно понятных причин: повторный набор вновь понадобившихся операторов, путаница с операторами goto и т.д. Гораздо удобнее просто заключить временно ненужную часть программы в {} или (* *), которая будет восприниматься компилятором как комментарий.
Например:
begin {Начало программы}
Write ('Введите значение целого числа А >'); {Вывод запроса на экран}
Readln (A); {Ввод значения А с клавиатуры}
Write('Введите значение целого числа В >');
Readln (B);
Proizved := А * В; {Вычисление переменной Proizved}
{Временно невыполняемая часть программы
Write ('Произведение чисел ',А,' и ',В,' = ', Proizved);
Вывод ответа}
end. {Конец программы}
При необходимости { } или (* *) можно убрать, и программа будет выполняться в полном объеме. |