Обратимся теперь непосредственно к реализации. Сначала покажем составляющие класса TDeque, а затем — всю его структуру. В листинге 6.1 представлена приватная часть класса.
Листинг 6.1. Приватная часть класса TDeque private:
class Elem // элемент дека
{ friend class TDeque;
friend class iterator;
Elem(const double &a):item(a){ }
Elem(){}
~Elem(){} // объявлять необязательно
double item; // информационная часть элемента
Elem *next; // следующий элемент
Elem *prev; // предыдущий элемент
};
// запрещаем копировать и присваивать деки TDeque& operator=(const TDeque &); TDeque(const TDeque &);
long count; //количество элементов
Elem *Head; // Начало дека л
продолжение &
Листинг 6.1 {продолжение)
Elem "Tail; // указатель на запредельный элемент
// для итератора iterator head; iterator tail;
Вся внутренность класса Elem закрыта, поэтому классы TDeque и iterator объявлены друзьями, чтобы иметь доступ к конструкторам и указателю. Можно поступить и по-другому — просто сделать все члены класса Elem открытыми:
struct Elem
{ Elem(const double &a):item(a){ } Elem(){} '
~Elem(){} // объявлять необязательно
double item; // информационная часть элемента
Elem *next; // следующий элемент
Elem *prev; // предыдущий элемент
>:
В этом случае друзей объявлять не требуется — классы TDeque и i terator и так имеют доступ ко всем элементам класса Elem.
Чтобы не отвлекаться от главной задачи — изучения доступа посредством итератора, — мы объявили конструктор копирования и операцию присваивания закрытыми. Да и нет особой необходимости (пока) присваивать деки. Наличие объявления приводит к тому, что компилятор не будет создавать эти функции по умолчанию. Таким образом, мы запретили создавать копии контейнера-дека и присваивать один дек другому. Следствием является также и то, что контейнер нельзя передавать по значению в качестве параметра и возвращать в качестве результата.
Далее объявлены поля класса TDeque: счетчик элементов контейнера, реальные уй^аййтели на начало и конец списка. Счетчик увеличивается при каждом добавлении элемента и уменьшается при каждом удалении элемента. Поля-указатели никогда не равны О, так как даже в пустом контейнере присутствует запредельный фиктивный элемент (см. рис. 6.2).
А вот программе-клиенту указатели недоступны — она работает с итераторами. Следовательно, нужны аналогичные поля для класса-итератора, которые этим классом и инициализируются. Сам класс-итератор (листинг 6.2) определен в открытой части класса TDeque.
Листинг 6.2. Класс iterator
class iterator
{ friend class TDeque;
iterator(Elem *el):the_elem(el){} public:
// конструкторы
i terator (): the__elem(0) {}
iterator(const iterator &it):the_elem(it.the_elem){} // присваивание итераторов - генерируется по умолчанию // сравнение итераторов bool operator==(const iterator &it) const
{ return (the_elem == it.the_elem); } bool operator!=(const iterator &it) const { return !(it == *this); }
// продвижение к следующему элементу - только префиксная форма iterator& operator++()
{ if ((the_elem!=©)&&(the_elem->next!=©)) the_elem = the_elem->next; return *this;
}
// продвижение к предыдущему элементу - только префиксная форма iterator& operator--()
{ if ((the_elem!=0)&&(the_elem->prev!=O)) the_elem = the_elem->prev; return *this;
}
// получить ссылку на информационную часть // работает справа и слева от знака присваивания double& operator*() const { if (the_elem != 0) return the_elem->item; else { cout << "Null iterator!" << endl; abort(); }
}
private:
Elem *the_elem; // вот это итератор скрывает!
};
Единственный закрытый элемент класса — указатель на элемент контейнера-дека. Именно этот указатель должен скрывать итератор, предоставляя пользователю более надежный способ доступа. Однако для первоначальной установки указателя нашему деку требуется конструктор с указателем. Поэтому реализован приватный конструктор, и класс-дек сделан другом класса-итератора.
Хотя мы не обрабатываем ошибки1, тем не менее операции продвижения не приводят к непредсказуемому поведению программы — при некорректном указателе продвижение просто не выполняется и возвращается текущий итератор.
В операции разыменования operator * указатель на элемент проверяется на нуль. Эта проверка необходима, так как в классе-итераторе есть конструктор по умолчанию, обнуляющий этот указатель, — программа-клиент ведь может объявить итератор, но не инициализировать его. Операция возвращает ссылку, чтобы выражение *iterator можно было использовать слева от знака присваивания для изменения значения элемента контейнера.
Все методы удобнее реализовать именно внутри класса iterator, так как при реализации вне его (и вне класса TDeque) придется писать слишком длинные префиксы.
Программистам тоже нужна одежда - http://tom-tailor-online.ru/categories/muzhskaja-odezhda-verkh-100/tolstovki тут недорого.
Разработанный с учетом всех этих соображений класс TDeque представлен в листинге 6.3.
В этом классе надо обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, так как приватная часть прописана в конце, требуется опережающее объявление класса Elem, иначе класс iterator не сможет объявить свой указатель на элемент. |