Мы реализуем обработку ошибок после изучения механизма исключений.
Так как объявлено только имя класса, то создавать объекты не разрешается (компилятору на момент объявления не известен размер объекта), но определять указатель на такой объект вполне можно.
Листинг 6.3. TDeque — контейнер-дек
class TDeque
{ class Elem; // опережающее объявление
public:
class iterator
{ //. .. см. листинг 6.2
};
public:
// создаем пустой дек - с фиктивным запредельным элементом
TDequeO:Head(new Elem()), Tail(Head), count(0)
{ Tail->next=Tail->prev=0;
head = iterator(Head); // инициализация для итератора
tail = iterator(Tail); // приватным конструктором
}
// создаем дек с единственным элементом
TDeque(const double& a):Head(new Elem()), Tail(Head), count(0) { Tai!->next=Tail->prev=0;
head = iterator(Head);
tail = iterator(Tail);
push_front(a);
}
-TDequeO ;
bool isEmptyO const // есть ли элементы в деке?
{ bool t = (Head == Tail); return t; }
long size() const { return count; } // количество элементов в деке // методы доступа
iterator begin() { return head; } // первый элемент iterator end() { return tail; } // запредельный элемент // методы вставки и удаления на концах дека void pushjfront(const double &a); void push_back(const double &a); void pop_front(); void pop_back(); private:
// ... см. листинг 3.19
}:
Во-вторых, мы непосредственно в классе объявили два конструктора с практически идентичными телами. Почему бы во втором конструкторе не использовать первый, как мы обычно поступали, например:
TDeque(const double& а) { TDeque t;
t.push_front(a);
¦this = a; // ошибка - операция присваивания недоступна
}
Однако мы не можем этого сделать, так как закрыли операцию присваивания. Контейнер, содержащий один элемент, показан на рис. 6.3.
Head
Elem item Фиктивный
Tail
Рассмотрим теперь реализацию операций вставки и удаления в начале дека (листинг 6.4).
Листинг 6.4. Операции вставки и удаления в начале дека
// добавить элемент
void TDeque::push_front(const double &a)
{ Elem *p = new Elem(a); p->next = Head; p->prev = Head->prev = p; Head = p; head = iterator(Head); ++count;
// образовали новый элемент
0; // "привязали"
// первым в деке
// корректируем итератор
// добавили элемент
}
// если есть элементы
// сохраняем указатель для удаления
// "отцепляем"
// элемент
// корректируем итератор
// уменьшаем количество
// возвращаем память
// удалить элемент void TDeque^ :pop_front() { if (MsEmptyO) { Elem *p = Head;
Head = Head->next;
Head->prev = 0;
head = iterator(Head);
--count;
delete p; }
}
Как видите, реализация не очень сложная. Единственное, на что следует обратить самое пристальное внимание, — это порядок присваивания указателей. Кроме того, операция удаления обязана проверить наличие элементов в деке: если дек пуст, то операция ничего не делает.
В листинге 6.5 показана реализация операций вставки и удаления элементов в конце дека. И здесь тоже необходимо самым внимательнейшим образом отследить порядок работы с указателями. Кроме того, обратите внимание на то, что в данном случае не требуется корректировать итератор, так как указатель Tai I фиксирован и никогда не изменяется — он всегда указывает на запредельный элемент.
Листинг 6.5. Вставка и удаление элементов в конце дека
// вставка элемента
void TDeque::push_back(const double &a)
{ if (isEmptyO) push__f ront(a); // если вставляем первый раз else
{ Elem *p = new Elem(a); // создали элемент
Листинг 6.5 (продолжение)
p->next = Tail; p->prev = Tail->prev; Tail->prev->next = p; Tail->prev = p;
}
++count;
};
// удаление элемента void TDeque::pop_back() { if (MsEmptyO)
{ Elem *p = Tail->prev; if (p == 0) pop_front(); else
{ p->prev->next = Tail; Tail->prev = p->prev; delete p;
}
--count;
// "привязываем"
// перед
// фиктивным
// элементом
// добавили элемент
// если есть элементы
// сохраняем для удаления
// если элемент единственный
// отцепляем
// элемент
// возвращаем память
// уменьшаем количество
}
}
И наконец, рассмотрим деструктор, текст которого представлен в листинге 6.6.
Листинг 6.6. Деструктор дека
TDeque::~TDeque()
{
Elem *delete_Elem = Head; for(Elem *p = Head; p!=Tail;) { p = p->next;
delete delete_Elem; --count;
delete_Elem = p;
}
delete delete Elem;
// удаляемый элемент
// пока не уперлись в запредельный
// подготовили следующий
// удалили элемент
// подготовили для удаления
// удалили запредельный
}
В цикле удаляются все «значащие» элементы контейнера. После выхода из цикла у нас остается только запредельный элемент, который мы удаляем отдельным оператором delete.
Проверить работу операций вставки и удаления, а также доступа к элементам по итератору можно, выполнив программу, представленную в листинге 6.7.
Листинг 6.7. Тестовая программа для проверки работы контейнера-дека int main()
{
TDeque L(8.0); // добавляем 5 элементов в начало - стало 6 L.push_f ront(l) ; L.push__f ront(2); L.push_f ront(3); L.push_front(4); L.push_front(5); cout << L.size()<< endl; TDeque::iterator i; // вывод элементов контейнера for(i = L.begin(); i != L.endO cout << *i << ' 1;
cout << endl;
// добавляем пять элементов в конец дека - стало 11
L.push_back(l); L.push__back(2); L.push_back(3);
L.push_back(4); L.push_back(5);
// вывод элементов контейнера
for(i = L.beginO; i != L.endO; ++1)
cout << *i << ' '; cout << endl;
cout << L.size()<< endl; // выводим количество элементов
// Обратный перебор
i = L.endO; // на запредельный элемент
while(i !=- L.beginO) // пока не дошли до первого
{ -И; // сначала переходим на реальный элемент
cout << *i << ' '; // выводим значение
}
cout << endl;
// удалили 4 элемента в начале дека - осталось 7
L.pop_f ront(); L.pop_f ront(); L.pop_frontО: L.pop_f ront();
// вывод элементов контейнера
for(i = L.beginO; i != L.endO; ++i)
cout << *i << ' '; cout << endl;
cout << L.size()<< endl; // выводим количество элементов
// удалили 3 элемента в конце дека - осталось 4 L.pop_back(); L.pop_back(); L.pop_back(); // вывод элементов контейнера for(i = L.beginO; i != L.endO; ++i)
cout << *i << ' '; cout << endl;
cout << L.size()<< endl; // выводим количество элементов
return 0;
} // работает деструктор, удаляя 4 элемента и запредельный элемент
Единственное, на что следует обратить внимание в этой программе, — это обратный перебор элементов дека. Итератор устанавливается на запредельный элемент, поэтому перед выводом значения он сначала должен быть переведен на последний реальный элемент. Это делает операция декремента.
Если у вас много продуктов тогда вам необходим большой холодильник - http://www.imkuh.ru/group/82/ можно тут.
Результат программы соответствует комментариям:
6 // количество элементов в деке 5 4 3 2 18 // элементы дека 54321812345 // прямой перебор элементов дека 11 // количество элементов 54321812345 // обратный перебор элементов дека 1812345 // удалили 4 элемента в начале
7 // количество элементов после удаления 18 12 // удалили 3 элемента в конце
4 // количество элементов после удаления
|