Как инструктор вы отвечаете за весь процесс разработки. Вы должны обращать внимание на то, что люди отклоняются от заранее обусловленного порядка работы, и вы должны обращать на это внимание всей команды. Вы должны оставаться спокойным в то время, когда все остальные в панике. Вы должны помнить, что за следующие две недели вы сможете сделать объем работ, рассчитанный на две недели и не более (а возможно, и менее) того. Этого либо достаточно, либо нет, третьего не дано.
Каждый в команде ХР несет ответственность за осмысление методик ХР до определенной степени. Вы же отвечаете за более глубокое их восприятие:
• какие альтернативные методики могут помочь в решении текущего набора проблем;
• каким образом ХР используется в других командах;
• какие идеи лежат в основе ХР и какое отношение они имеют к текущей ситуации.
Наиболее сложный вывод, который я сделал, исполняя роль инструктора, – это то, что вы работаете лучше, если вы работаете не напрямую. Если вы видите ошибку в дизайне, прежде всего вы должны решить, является ли это настолько важным, что требуется ваше вмешательство. Каждый раз, когда вы начинаете влиять на поведение команды, вы делаете ее участников менее самостоятельными. Если вы будете руководить ими в большой степени, они потеряют возможность работать без вас. В результате снизится производительность, ухудшится качество и ослабеет моральный дух. Таким образом, прежде всего вы должны определить, стоит ли обнаруженная вами проблема того риска, который вы принимаете, решая вмешаться в обычный ход дела.
Если все же вы приняли решение, что ваше мнение в данной ситуации весомее, чем мнение команды, то вы должны сделать ваше вмешательство как можно менее разрушительным. Например, вместо того, чтобы самостоятельно изменять дизайн системы, будет лучше, если вы предложите такой тестовый случай, удовлетворить который можно, только изменив дизайн. Это великое искусство – не говорить напрямую, что вы видите, а говорить об этом так, что вся остальная команда тоже начинает видеть это. Однако в некоторых ситуациях вы должны действовать прямо, прямо до грубости. Уверенные в себе, агрессивные программисты ценны именно тем, что они уверены в себе и агрессивны. Однако при этом они становятся беззащитными перед определенного рода недальновидностью, и единственным лекарством в подобных ситуациях является прямой разговор. Когда вы позволили ситуации ухудшиться до той степени, что нежная рука на загривке не дает желаемых результатов, вы должны быть готовыми схватить удила в обе руки и прикрикнуть: А ну, п-шо-о-ол! направляя кого надо в нужную сторону. Но делать это надо только до того момента, пока команда не выедет на нужную дорогу. После этого вы должны вновь ослабить свое влияние.
Здесь я хочу еще кое-что рассказать о роли инструктора. Как инструктор я постоянно обучаю мою команду навыкам ХР – простому дизайну, переработке кода, тестированию. Однако я не считаю, что все это должно входить в определение роли инструктора. Если у вас есть команда, которая в достаточной степени технически самодостаточна, однако нуждается в помощи для организации процесса, вы можете быть инструктором и при этом не быть техническим волшебником. В этом случае вы по-прежнему должны добиваться от всех членов команды, чтобы они слушались вас. Однако когда все уже обладают необходимыми навыками, ваша задача будет заключаться в том, чтобы напоминать им о тех методиках, которые они собрались применять в тех или иных ситуациях.
Роль инструктора теряет свою значимость по мере того, как команда взрослеет и совершенствуется. В соответствии с принципами распределенного управления и принимаемой ответственности сам процесс ХР становится общей ответственностью. На ранних стадиях перехода к ХР просить программистов приходится о многих вещах.
|