Существует несколько надстроек над OpenGL, представляющих собой набор готовых команд для упрощения кодирования. Стандартной надстройкой, поставляемой вместе с OpenGL, является библиотека glu. физически располагающаяся в файле gju32.dll. Мы уже изучили несколько команд этой библиотеки, и в дальнейшем продолжим ее изучение. Помимо этой стандартной надстройки наиболее популярной является библиотека glut. Для программистов, пишущих на языке С, эта библиотека особенно привлекательна, поскольку является независимой от операционной системы. Ее применение значительно упрощает кодирование программ, поскольку вся черновая работа по созданию окна, заданию формата пиксела, получению контекстов и пр. выполняется с помощью вызовов библиотечных функций. Вот пример начальной части программы, где с использованием функций библиотеки glut создается окно с заданными параметрами:
glutInitDisplayMode(GL0T_D0UBLE | GLUT_RGB I GLOT_DEPTH) ; glutlnitWindowSize (400, 400); glutInitWindowPosition(50, 50); glutCreateWindow (argv [0]) ;
Программисты, работающие с Delphi, также могут пользоваться этой библиотекой. В приложении я привожу адрес, по которому можно получить заголовочный файл для подключения библиотеки. Однако при программировании на Delphi мы не получим независимости от операционной системы, а из команд библиотеки чаще всего программистов интересует только набор функций для построения некоторых объемных фигур.
Поэтому вместо нестандартной библиотеки я предпочитаю использовать модуль DGLUT.pas — перенос на Delphi исходных файлов библиотеки glut. Во многих последующих примерах будут встречаться обращения к этому модулю, соответствующие команды начинаются* с префикса glut Например, для рисования куба с единичной длиной ребра вместо двух десятков строк теперь достаточно одной:
glutSolidCube (1.0);
мимо куба, модуль (и библиотека) содержит команды воспроизведения фгры, тора, конуса и некоторых правильных многогранников, таких как аэдр и додекаэдр. Есть здесь и команда для рисования классического хл.гкта для тестовых программ машинной графики — чайника, р шильные многогранники строятся как совокупность многоугольников, 1им, как создаются остальные объекты этой библиотеки, мы поговорим ошнее.
Лля получения представления о модуле DGLUT разберите несложный пример, проект из подкаталога ЕхЗО о чыбору пользователя можно построить любой объект модуля в одном из жимов: точками, линиями или сплошной поверхностью. Для задания типа объекта и режима воспроизведения введены переменные типа "перечисление":
-;de : (POINT, LINE, FILL) - FILL;
-lutobj : (CUBE, SPHERE, CONE, TOROS, DODECAHEDRON,
ICOSAHEDRON, TETRAHEDRON, TEAPOT) - CUBE;
По умолчанию заданы значения, соответствующие кубу со сплошными граями. При воспроизведении сцены устанавливается режим и производится вращение к нужной команде:
зве mode of
POINT : giPolygonMode (GL_FRONT_AND_BACK, GL_POINT); r.INE : giPolygonMode (GL_FRONT_AND__BACK, GL_LINE); FILL : giPolygonMode (GL_FRONT_AND~BACK, GL_FILL) I nd;
zase glutobj of
TEAPOT : glutSolidTeapot (1.5); CUBE : glutSolidCube (1.5); SPHERE : glutSolidSpbere (1.5, 20, 20); CONE : glutSolidCone (0.5, 1.5, 20, 20); TORUS : glutSolidTorus (0.5, 1.5, 20, 20); DODECAHEDRON : glucSolldBodecahedron; ICOSAHEDRON : glutSolidlcosahedron; TETRAHEDRON : glutSolidTetrahedron; nd;
Нажимая на первые три цифровые клавиши, можно задавать режим, четвертая клавиша позволяет переключать тип объекта:
If Key - 52 then begin
Inc (glutobj); // установить следующее значение
If glutobj > High (glutobj) then glutobj := Low (glutobj);
InvalidateRect(Handle, nil. False).-
end;
Параметр команды, рисующей чайник, имеет такой же смысл, что и для куба, — размер объекта. Для сферы необходимо указать радиус и количество линий разбиения по широте и по долготе. |