Множественное наследование отличается от простого (одиночного) наличием нескольких базовых классов, например:
class А {}; class В {};
class D: public A, public В
{}:
Базовые классы перечисляются через запятую; количество их стандартом не ограничивается. Модификатор наследования для каждого базового класса может быть разный: можно от одного класса наследовать открыто, а от другого — закрыто.
При множественном наследовании выполняется все то же самое, что и при одиночном, то есть класс-потомок наследует структуру (все элементы данных) и поведение (все методы) всех базовых классов (см. п. п. 10.1/4 в [1]). Так как при множественном наследовании предков больше одного, возникает интересный вопрос: выполняется ли принцип подстановки при открытом множественном наследовании и каким образом? Пусть у нас определены два базовых класса и наследник от них (листинг 10.1).
Листинг 10.1. Принцип подстановки при множественном наследовании
class В1 // базовый класс
{ int х; // поле недоступно в наследнике
public:
Bl(const int &х = 0) :х(х)
//
конструктор инициализации и по умолчанию
{ cout << "Bl-init " BKconst Bl &b)
{ cout << "Bl-copy " virtual void print() { cout << "Bl=" << x
<< endl:
II
« endl:
II
<< endl:
конструктор копирования
вывод
};
class B2
{ protected:
//
второй базовый класс
string s;
//
поле доступно в наследнике
public:
B2(const string &s = { cout << "B2-init "
"Default"):s(s) << endl: }
В2(const В2 &Ь)
{ cout << иВ2-сору " << endl; }
virtual void printO // вывод
{ cout << HB2=" << s << endl; }
}:
class D: public Bl, public B2 // наследник { double y; public:
D(const int &x, const string &s, double y=0.0)
:Bl(x), B2(s), // вызов конструкторов базового класса
.У(У)
{ cout << "D-init " << endl; } D(const D &b)
{ cout << "D-copy " << endl; }
};
Во-первых, с конструкторами при множественном наследовании нужно поступать так же, как и при одиночном: если конструкторы в базовых классах определены, то и в классе-наследнике должен быть определен конструктор. При этом конструкторы-инициализаторы базового класса нужно явно вызвать в конструкторе класса-потомка.
Во-вторых, принцип подстановки выполняется, что демонстрирует следующий фрагмент программы:
81 Ы;
82 Ь2("Ь2И); D d(l,"l-l");
Ы = d; // базовый = производный
Ь2 = d; // базовый = производный
В2 bd(d); // базовый <- производный
Bl dd(d); // базовый <- производный
Объявлено три объекта: Ы, Ь2 — объекты базового класса, d — объект класса-потомка. Принцип подстановки работает в данном случае для обоих базовых объектов в присваивании (не забывайте о срезке):
Ы = d; Ь2 = d;
Обратное присваивание, естественно, не проходит: объект базового класса, как мы знаем, по умолчанию нельзя присвоить объекту производного класса:
d = Ы; ,d = Ь2;
Принцип подстановки мы наблюдаем и в конструкторах копирования базового класса:
В2 bd(d); Bl dd(d);
Следующие объявления, как и положено, вызывают ошибку трансляции:
D рр(Ы); D tt(b2);
В главе 9 мы рассматривали вопрос об универсализации контейнера на основе создания однокоренной иерархии классов от общего базового класса TObject. Такая иерархия имеет существенное ограничение — универсальный контейнер «не принимает» данные «посторонних» типов. Допустим, мы хотим, чтобы контейнер позволял хранить также объекты класса Tclass, который не является наследником от общего базового класса TObject. Такая ситуация часто встречается при использовании внешних библиотек. Решить эту проблему помогает как раз множественное наследование: достаточно определить новый класс-наследник от обоих классов, например:
class TOclass: public TObject, public Tclass { /• ... */ }
Методы класса TOclass, естественно, делегируют работу методам класса Tclass. Так как принцип подстановки выполняется, то объекты TOclass могут теперь храниться в нашем универсальном контейнере. |