Навигация
Главная
Поиск
Форум
FAQ's
Ссылки
Карта сайта
Чат программистов

Статьи
-Delphi
-C/C++
-Turbo Pascal
-Assembler
-Java/JS
-PHP
-Perl
-DHTML
-Prolog
-GPSS
-Сайтостроительство
-CMS: PHP Fusion
-Инвестирование

Файлы
-Для программистов
-Компонеты для Delphi
-Исходники на Delphi
-Исходники на C/C++
-Книги по Delphi
-Книги по С/С++
-Книги по JAVA/JS
-Книги по Basic/VB/.NET
-Книги по PHP/MySQL
-Книги по Assembler
-PHP Fusion MOD'ы
-by Kest
Professional Download System
Реклама
Услуги

Автоматическое добавление статей на сайты на Wordpress, Joomla, DLE
Заказать продвижение сайта
Программа для рисования блок-схем
Инженерный калькулятор онлайн
Таблица сложения онлайн
Популярные статьи
OpenGL и Delphi... 65535
Форум на вашем ... 65535
21 ошибка прогр... 65535
HACK F.A.Q 65535
Бип из системно... 65535
Гостевая книга ... 65535
Invision Power ... 65535
Пример работы с... 65535
Содержание сайт... 65535
ТЕХНОЛОГИИ ДОСТ... 65535
Организация зап... 65535
Вызов хранимых ... 65535
Создание отчето... 65535
Имитационное мо... 65535
Программируемая... 65535
Эмулятор микроп... 65535
Подключение Mic... 65535
Создание потоко... 65535
Приложение «Про... 65535
Оператор выбора... 65535
Реклама
Сейчас на сайте
Гостей: 10
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 13,372
новичок: vausoz
Новости
Реклама
Выполняем курсовые и лабораторные по разным языкам программирования
Подробнее - курсовые и лабораторные на заказ
Delphi, Turbo Pascal, Assembler, C, C++, C#, Visual Basic, Java, GPSS, Prolog, 3D MAX, Компас 3D
Заказать программу для Windows Mobile, Symbian

Моделирование круглосуточного интернет кафе на GPSS + Отчет
Обратное размещение элементов ЭВС на Delphi + Пояснительная записка
Лабораторная работа по динамическим спискам на Turbo Pascal (удаление ду...

Основы WinApi

Кроме номера, каждое сообщение содержит два параметра - WParam и LParam. Буквы «W» и «L» означают «Word» и «Long», то есть первый параметр 16-разрядный, а второй - 32-разрядный. Однако так было только в старых, 16-разрядных версиях Windows. В 32-разрядных версиях оба параметра 32-разрядные, несмотря на их названия. Конкретный смысл каждого параметра зависит от сообщения. В некоторых сообщениях один или оба параметра могут вообще не использоваться, в других - наоборот, двух параметров даже не хватает. В этом случае один из параметров (обычно LParam) содержит указатель на дополнительные данные. После обработки сообщения оконная процедура должна вернуть какое-то значение. Обычно это значение просто сигнализирует, что сообщение не нуждается в дополнительной обработке, но в некоторых случаях оно более осмысленно, например, WM_SetIcon должно вернуть дескриптор иконки, которая была установлена ранее. Если программист не хочет обрабатывать сообщение самостоятельно, он должен вызвать для его обра-ботки функцию DefWindowProc.
Обработка сообщения требует времени, иногда довольно значительного. За это время окну может быть отправлено ещё несколько сообщений. Чтобы они не пропали, Windows организует так называемую очередь сообщений. Очередь сообщений своя для каждой нити. Нить должна сама выбирать сообщения из этой очереди, транслировать их и затем вызывать функцию Dispatch-Message, чтобы направить это сообщение в нужную оконную процедуру. Всё это лучше не писать самому, а оставить на совести VCL, которая прекрасно с этим справляется. При программировании в Delphi обычно требуется либо нестандартная реакция на сообщение, либо отправка сообщения другому окну.
Отправка сообщения другому окну может осуществляться достаточно разнообразными способами. Можно послать сообщение в очередь, а можно заставить Windows вызвать оконную процедуру напрямую, в обход очереди. Можно установить максимальное время ожидания отклика от окна, которому послано сообщение. Все эти функции хорошо описаны в справке (см., например, функцию SendMessage и группу родственных функций).
Кроме параметров WParam и LParam, каждому сообщению приписывается время возникновения и координаты курсора в момент возникновения. Эти параметры можно узнать с помощью функций GetMessagePos и GetMessageTime.
Разумеется, что Delphi предоставляет программисту все средства, необходимые для обработки сообщений. Самый простой способ - описать метод для обработки сообщения с директивой message. Это выглядит примерно так


type TSomeForm = class(TForm)
................
procedure WMSomeMessage(var Message: TMessage); message WM_SomeMessage;
................


procedure TSomeForm.WMSomeMessage;
begin
..............
inherited
end;


Стандартная оконная процедура в Delphi устроена так, что она ищет среди методов класса специальные методы для обработки каждого сообщения. Эти методы во многом подобны обыкновенным виртуальным методам. Другими словами, если переопределить такой метод, будет вы-зван именно новый, а не старый вариант. Вообще говоря, в классе-родителе метода для обра-ботки какого-то конкретного сообщения может и не существовать. Это, однако, никак не сказывается на синтаксисе (в отличие от обычных виртуальных методов, где приходится писать директиву virtual для вновь созданных и override для перекрытых). Кроме того, при перекрытии методов обработки сообщений не важно имя метода, значение имеет только константа, стоящая после message. Именно поэтому при вызове перекрытого метода для обработки данного сообщения достаточно просто написать inherited, без указания имени метода. Такой способ вызова не приведёт к ошибке даже в том случае, если класс-родитель вообще не имел метода для обработки такого сообщения.
Тип TMessage сделан специально для обработки сообщений. Это запись, содержащая 32-разрядные целые поля Msg, WParam, LParam и Result. Первое поле содержит номер сообщения, два следующих - параметры сообщения, а полю Result метод должен присвоить то значение, которое потом вернёт системе оконная процедура. Именно из-за необходимости передавать значение параметр метода обработки сообщения должен быть переменной. При обработке сообщений часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда один 32-разрядный параметр используется для передачи двух 16-разрядных значений. Чтобы облегчить программисту работу в таких случаях, тип TMessage описан как вариантная запись, поэтому в нём есть поля WParamLo, WParamHi, LParamLo, LParamHi, ResultLo и ResultHi, имеющие тип Word и дающие доступ к старшему и младшему словам соответствующего параметра.
Так как параметры WParam и LParam могут иметь совершенно различный смысл для разных сообщений, не всегда удобно представлять их в виде чисел. Иногда предпочтительнее, чтобы они имели тип Pointer, или LongBool, или ещё какой-либо. Поэтому тип TMessage - не единственный тип, который может иметь параметр метода обработки сообщения. Для многих сообщений в модуле Messages.dcu описаны собственные типы. Их названия образованы от названия соответствующих сообщений. Например, для сообщения WM_Paint описан тип TWMPaint, для WM_GetText - TWMGetText, и так далее. В этих типах все поля имеют тот тип, который наилучшим образом подходит для обработки именно этого сообщения. Кроме того, поля имеют названия, отражающие их назначения, что делает программу более удобной для чтения. Но такие типы описаны не для всех сообщений, поэтому иногда приходится пользоваться универсальным TMessage. Кстати, если по каким-то причинам в методе обработки сообщения потребуется использовать не тот тип, который используется в соответствующем методе класса-родителя, никаких проблем не возникнет: в данном случае приведение типов выполняется автоматически. Узнать, есть ли специальный тип для данного сообщения, можно двумя способами: либо поискать этот тип в Messages.pas, либо просто проверить, «съест» его компилятор или нет.
Сообщения, определяемые пользователем
Использование сообщений очень удобно в тех случаях, когда нужно заставить окно выполнить какое-то действие. Поэтому Windows предоставляет возможность программисту создавать свои сообщения, которые могут быть локальными или глобальными. Использование локальных сообщений связано с некоторым риском. Дело в том, что эти сообщения должны посылаться только «своим» окнам, то есть тем, оконные процедуры которых написаны так, чтобы правильно интерпретировать это сообщение. Если послать такое сообщение «чужому» окну, его реакция может быть непредсказуемой, потому что человек, писавший его оконную процедуру, мог использовать сообщение с этим же номером для своих целей. Всё это вовсе не значит, что обмен локальными сообщениями возможен только внутри одной программы: если разные программы написаны так, что они правильно понимают одно и то же локальное сообщение, они могут без каких-либо ограничений обмениваться им. Немного повторюсь: важно только чтобы отправитель и получатель сообщения одинаково понимали его. В справочной системе специально указывается, что недопустимо отправлять такие сообщения окнам классов 'BUTTON', 'EDIT', 'LISTBOX' и 'COMBOBOX'.
В Windows (и, соответственно, в модуле Messages.dcu) определена специальная константа WM_User, равная $400 (1024). Впрочем, нет гарантии, что в следующих версиях Windows значение этой константы не изменится. Номера стандартных сообщений лежат в диапазоне от 0 до WM_User-1. Для локальных пользовательских сообщений оставлен диапазон от WM_User до $7FFF (32767). Забегая чуть вперёд, скажу, что для глобальных пользовательских сообщений оставлен диапазон от $C000 до $FFFF (от 49152 до 65535).
Глобальные пользовательские сообщения, называемые также строковыми, предназначены специально для тех случаев, когда локальные сообщения оказываются слишком ненадёжными. Например, может потребоваться написать несколько программ, которые взаимодействуют между собой. Поиск окон, принадлежащих этим программам, можно осуществлять, посылая всем окнам какое-либо специальное сообщение. Те, которые правильно откликнулись - «свои». Так как сообщения посылаются всем окнам, «чужие» тоже будут его получать. Нужна гарантия, что они никак не отреагируют на такое сообщение. Для этого существует регистрация сообщений, обеспечивающая уникальный номер каждому, кто в нём нуждается.
Прежде чем зарегистрировать сообщение, необходимо придумать ему имя (именно поэтому они называются строковыми). Если давать своим сообщениям осмысленные имена, а не что-то вроде WM_MyMessage1, слишком мала вероятность случайного совпадения. Далее это сообщение регистрируется функцией RegisterWindowMessage, которая возвращает уникальный номер этого сообщения. Если сообщение с таким именем регистрируется впервые, номер выбирается из числа ещё не занятых. Если же сообщение с таким именем уже было зарегистрировано, то возвращается тот же самый номер, который был присвоен ему при первой регистрации. Таким образом разные программы, регистрирующие сообщения с одинаковыми именами, получат одинаковые номера и смогут понимать друг друга. Для прочих же окон это сообщение не будет иметь никакого смысла.
Неудобство использования таких сообщений очевидно - их номера определяются только после начала выполнения программы, при компиляции они ещё неизвестны. Поэтому обработка таких сообщений описанным ранее методом невозможна - мы не знаем, какой номер писать после слова message. Здесь может помочь виртуальный метод WndProc, имеющийся в классе TControl (и в TForm как в его потомке). Этот метод получает все сообщения, поступающие окну. Если перекрыть этот метод, то ничего не мешает сравнивать внутри него номер пришедшего и определённого пользователем сообщения. Например, так:


var WM_MyUserDemoMessage: Cardinal;
.....................
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
WM_MyUserDemoMessage := RegisterWndowMessage('WM_MyUserDemoMessage')
end;
.....................
procedure TForm1.WndProc(var Message: TMessage);
begin
if Message.Msg = WM_MyUserDemoMessage then
begin
..............
end
else
inherited WndProc(Message)
end;


Метод WndProc «первичнее», чем методы с директивой message. Он раньше получает сообщения, и он же содержит код, который при необходимости ищет и затем вызывает для каждого сообщения соответствующий метод обработки сообщения. И он же вызывает функцию Win API DefWndProc для стандартной реакции на сообщение. Если при перекрытии не вызывать унаследованный метод, то придётся самостоятельно реализовывать эти действия или же подумать, как обойтись без них.
Диапазон номеров сообщений от $8000 (32768) до $BFFF (49151) пока ничем не занят, но зарезервирован Windows для использования в будущем. Авторы Delphi поступили не совсем корректно, использовав верхнюю часть этого диапазона (с адреса $B000 (45046)) для своих собственных сообщений. Именованные константы для этих сообщений находятся в модуле Controls.dcu и начинаются с префикса CM_. Эти сообщения обычно бесполезны для автора готовых программ, но бывают крайне необходимы при написании своих компонентов. Эти сообщения, к сожалению, никак не упомянуты в справке Delphi, поэтому разбираться с ними приходится по исходным файлам VCL.
Особые сообщения

Отправка и обработка некоторых сообщений производится не по общим правилам, а с некоторыми исключениями. Приведённый ниже список таких сообщений не претендует на полноту, но всё-таки может оказаться полезным для начинающего.
Сообщение WM_CopyData используется для передачи блока данных от одного процесса к другому. В 32-разрядных версиях Windows память, выделенная процессу, недоступна для всех остальных процессов. Поэтому просто передать указатель другому процессу нельзя - он не сможет получить доступ к этой области памяти. Для сообщения WM_CopyData приходится делать исключение: блок данных временно становится доступным другому процессу. Это требует определённой синхронности действий от двух процессов, поэтому для отправки этого сообщения можно использовать только SendMessage, прямо вызывающую оконную процедуру. PostMessage использовать нельзя.
Сообщение WM_Paint предназначено для перерисовки клиентской области окна. Если изображение сложное, перерисовка занимает много времени. Чтобы улучшить быстродействие системы, авторы Windows сделали так, что сообщение WM_Paint пропускает все остальные сообщения в очереди, и передаётся окну только тогда, когда в очереди не остаётся никаких других сообщений. Если в очереди оказываются несколько сообщений WM_Paint, они объединяются в одно. Просто так послать сообщение WM_Paint невозможно. Для этого надо сначала объявить, что окно или его часть нуждаются в перерисовке (InvalidateRect, InvalidateRgn).
При обработке сообщений от клавиатуры можно использовать функцию GetKeyState, которая возвращает состояние любой клавиши (нажата-отпущена) в момент возникновения данного события. Именно в момент возникновения, а не в момент вызова функции.
Компоненты, влияющие на обработку событий
Так как стандартные средства Delphi не позволяют использовать все инструменты Win API для работы с окнами, иногда приходится писать компоненты, модифицирующие форму. Мне, например, приходилось писать компоненты, при помещении которых на форму она становится непрямоугольной или полупрозрачной. Очень часто таким компонентам приходится обрабатывать те сообщения, которые предназначены форме-хозяину. Delphi даёт возможность компоненту перехватить сообщения, хотя, на мой взгляд, механизм перехвата оставляет желать лучшего, потому что он не допускает возможности взаимодействия нескольких перехватчиков.
Вместо общего описания алгоритма перехвата я далее просто приведу один из способов сделать это. Способ этот не единственный верный, многие детали можно модифицировать для нужд конкретной задачи, однако основная идея (и основные недостатки) никуда не денутся. Далее я буду предполагать, что компонент перехватывает сообщения владельца (Owner). Что нужно изменить, чтобы он начал перехватывать сообщения родителя (Parent), я скажу чуть позже.

Прежде всего, владелец должен быть окном, поэтому в конструкторе компонента надо проверить класс владельца. Это очень полезно ещё и потому, что тогда в остальных методах объекта можно обойтись без такой проверки, что делает код более эффективным. Чтобы предотвратить создание компонента, достаточно в его конструкторе возбудить какое-либо исключение
Метод компонента не может быть оконной процедурой, потому что методу всегда неявно передаётся «лишний» параметр Self. Поэтому нужна генерация специального кода входа и выхода для того, чтобы вызывать метод вместо оконной процедуры. Этот код генерируется с помощью специальной функции Delphi, которая создаёт в памяти нужный код и возвращает на него указатель. Поэтому компонент должен иметь указатель на этот код (я условно назову этот указатель NewWndProc). Сам метод, обрабатывающий события (условно - HookWndProc) должен иметь один параметр-переменную типа TMessage, и может быть как статическим, тик и виртуальным или динамическим. Кроме того, нужен указатель на старую процедуру, которая была до установки компонента (OldWndProc). Далее, компонент должен содержать два метода для перехвата и освобождения, которые выглядят так:


procedure TMyComponent.HookOwner;
begin
if Assigned(Owner) then
begin
OldWndProc := Pointer(GetWindowLong(TForm(Owner).Handle, GWL_WndProc));
NewWndProc := MakeObjectInstance(HookWndProc);
SetWindowLong(TForm(Owner).Handle, GWL_WndProc, LongInt(NewWndProc))
end
end;


procedure TMyComponent.UnhookOwner;
begin
if Assigned(Owner) and Assigned(OldWndProc) then
SetWindowLong(TForm(Owner).Handle, GWL_WndProc, LongInt(OldWndProc));
if Assigned(NewWndProc) then
FreeObjectInstance(NewWndProc);
NewWndProc := nil;
OldWndProc := nil
end;


Функции Win API GetWindowLong и SetWindowLong предназначены для получения и изменения 32-разрядного значения, связанного с данным окном. В данном случае мы с их помощью работаем с 32-разрядным параметром - адресом оконной процедуры. Изменение адреса оконной процедуры с помощью SetWindowLong и есть то самое порождение оконного подкласса, о котором я писал ранее. Функция MakeObjectInstance - это та самая функция, которая превращает метод в оконную процедуру. FreeObjectInstance освобождает память, выделенную для создания кода входа и выхода функцией MakeObjectInstance.
Было бы глупо перехватывать сообщения и при этом не иметь возможности вызвать ту оконную процедуру, которая была до перехвата. Если необходимо вызвать её для обработки сообщения Msg с параметрами WParam и LParam, нужно воспользоваться следующим кодом:

CallWindowProc(OldWndProc, TForm(Owner).Handle, Msg, WParam, LParam);

Результатом работы этой функции будет число, возвращаемое оконной процедурой.
Вызов процедуры HookOwner я обычно помещаю в самый конец конструктора компонента, UnhookOwner - в самое начало деструктора. Но в некоторых ситуациях VCL Delphi уничтожает окно и вновь создаёт его с новыми свойствами. Это происходит очень быстро, пользователь ничего не замечает. (Такое «пересоздание» формы может потребоваться при изменении во время выполнения свойств FormStyle, BorderStyle и BorderIcons.) Однако VCL ничего не знает о перехвате и поэтому не может корректно удалить его, а уж о восстановлении его потом и речи быть не может. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо обрабатывать сообщение CM_RecreateWnd: перед вызовом унаследованного метода для обработки этого события компонент должен снять перехват, после - восстановить его.
Если форма содержит несколько компонентов, перехватывающих сообщения, могут возникнуть конфликты. Снятие и восстановление перехвата через обработку сообщения CM_RecreateWnd безопасно в этом смысле, потому что компоненты обрабатывают это сообщение в порядке, обратном порядку создания. Но если приходится удалять компонент-перехватчик, он не исключает себя из цепочки перехватчиков, а просто обрывает её, и все перехватчики, созданные после него, оказываются не у дел. Именно это я и считаю главным недостатком механизма перехвата.
Если есть необходимость перехватывать сообщения не владельца, а родителя, нужно сделать всё то же самое с точностью до замены Owner на Parent. Но владельца компонент в принципе не может поменять, а вот родителя - вполне. Поэтому нужно ещё перекрыть виртуальный метод SetParent, в котором снимается перехватчик со старого родителя, затем вызывается унаследованный SetParent, затем уже ставится обработчик на нового родителя
Графические функции Win API
Та часть Win API, которая служит для работы с графикой, обычно называется GDI (Graphic Device Interface). Ключевым в GDI является понятие контекста устройства (Device Context, DC). Контекст устройства - это специфический объект, хранящий информацию о возможностях устройства, о способе работы с ним и о разрешённой для изменения области. В Delphi контекст устройства представлен классом TCanvas, свойство Handle которого содержит дескриптор контекста устройства. TCanvas универсален в том смысле, что с его помощью рисование в окне, на принтере или в метафайле выглядит одинаково. То же самое справедливо и для контекста устройства. Разница заключается только в том, как получить в разных случаях дескриптор контекста.
Большинство методов класса TCanvas являются «калькой» с соответствующих и, в большинстве случаев, одноимённых функций GDI. Но в некоторых случаях (прежде всего в методах вывода текста и рисования многоугольников) параметры методов TCanvas имеют более удобный тип, чем функции GDI. Например, метод TCanvas.Polygon требует в качестве параметра открытый массив элементов типа TPoint, а соответствующая функция GDI - указатель на такой массив и число элементов в нём. Это означает, что для массива до вызова функции надо выделить память, а потом - освободить её. Ещё нужен код, который заполнит эту область памяти нужными значениями. И ни в коем случае нельзя ошибаться в количестве элементов массива. Если зарезервировать память для одного числа точек, а при вызове функции указать другое, программа будет работать неправильно. Но для простых функций работа через GDI ничуть не сложнее, чем через TCanvas.
Для получения дескриптора контекста устройства существует много функций. Только для того, чтобы получить дескриптор контекста обычного окна, существуют три функции: BeginPaint, GetDC, GetWindowDC и GetDCEx. Первая из них может использоваться только при обработке сообщения WM_Paint. Вторая даёт контекст клиентской области окна. Третья позволяет получить контекст всего окна, вместе с неклиентской частью. Последняя же позволяет получить контекст определённой области клиентской части окна.
После того, как дескриптор контекста получен, можно воспользоваться преимуществами класса TCanvas. Для этого надо создать экземпляр такого класса, и присвоить его свойству Handle полученный дескриптор. Освобождение ресурсов нужно проводить в следующем порядке: сначала свойству Handle присваивается нулевое значение, затем уничтожается экземпляр класса TCanvas, затем с помощью подходящей функции GDI освободить контекст устройства.
Разумеется, можно вызывать функции GDI при работе через TCanvas. Для этого им просто надо передать в качестве дескриптора контекста Canvas.Handle. Коротко перечислю те возможности GDI, которые разработчики Delphi почему-то не сочли нужным включать в TCanvas: установка прозрачного фона у текста без изменения кисти; рисование кривых Безье; работа с регионами; выравнивание текста по любому углу или по центру; установка собственной координатной системы; получение детальной информации об устройстве; использование геометрических карандашей; вывод текста под углом к горизонтали.
Использование кистей, карандашей и шрифтов в GDI принципиально отличается от того, что привычно в Delphi. Класс TCanvas имеет свойства Brush, Pen и Font, изменение атрибутов которых приводит к выбору того или иного карандаша, шрифта, кисти. В GDI эти объекты самостоятельны, должны создаваться, получать свой дескриптор, «выбираться» в нужный контекст устройства с помощью функции SelectObject и уничтожаться после использования. Причём удалять можно только те объекты, которые не выбраны ни в одном контексте. Есть также несколько стандартных объектов, которые не надо ни создавать, ни удалять. Их дескрипторы можно получить с помощью функции GetStockObject. Чтобы продемонстрировать это, приведу фрагмент программы, рисующей на контексте с дескриптором DC две линии - синюю и красную. В этом фрагменте используется то, что функция SelectObject возвращает дескриптор объекта, родственного выбираемому, который был выбран ранее. Так, при выборе нового карандаша она вернёт дескриптор того карандаша, который был выбран до этого.


SelectObject(DC, CreatePen(PS_Solid, 1, RGB(255, 0, 0)));
MoveToEx(DC, 100, 100, nil);
LineTo(DC, 200, 200);
DeleteObject(SelectObject(DC, CreatePen(PS_Solid, 1, RGB(0, 0, 255))));
MoveToEx(DC, 200, 100, nil);
LineTo(DC, 100, 200);
DeleteObject(SelectObject(DC, GetStockObject(Black_Pen)));


Особым образом следует работать через GDI с растровыми изображениями. Эта тема настолько сложна, что в таком кратком обзоре не стоит и начинать её. Скажу только, что при использовании 24-битных изображений лучше не комбинировать Delphi и GDI. Если передать TBitmap.Handle какой-нибудь функции GDII, у этой картинки иногда портятся последние несколько байт. Так как строки в растровом изображении располагаются снизу вверх, то это приводит к порче правого верхнего угла рисунка. Такой глюк я наблюдал в Delphi 3.0, про остальные версии Delphi ничего сказать не могу.
При переходе на 32-разрядную версию Windows многие функции были исключены из GDI и заменены новыми. Список устаревших функций и соответствующих им новых можно найти в справке в разделе 'Graphics Functions'.
Ещё одно отличие от 16-разрядных версий заключается в том, что ранее дескрипторы графических объектов были глобальными, то есть объект, созданный одной программой, можно было использовать в другой, если эти программы могли передавать друг другу дескрипторы. В 32-разрядных версиях дескрипторы объектов, созданные одним процессом, не имеют смысла для другого.
Существует одна проблема при работе с метафайлами в Windows 95 (возможно, эта же проблема есть в Windows 98 и NT, но я не проверял). Метафайл создаётся с помощью функции CreateEnhMetaFile. Она возвращает дескриптор контекста метафайла, который можно использовать для рисования. Затем вызывается CloseEnhMetaFile, закрывающая метафайл для рисования, освобождающая контекст устройства и возвращающая дескриптор метафайла. После использования метафайл удаляется функцией DeleteEnhMetaFile, которая освобождает память, связанную с метафайлом, и его дескриптор. Одна из функций, освобождающих дескрипторы, работает неправильно, и дескриптор не освобождается. Если программе часто приходится создавать и уничтожать метафайлы, это быстро приводит к тому, что все дескрипторы оказываются заняты, и система перестаёт работать корректно. Бороться с этим, пользуясь классами TMetafile и TMetafileCanvas, нельзя, потому что они работают через эти же функции.

Работа со строками в Win API

Функции Win API не поддерживают тип string, принятый в Delphi. Они работают со строками, оканчивающимися на #0 (нуль-терминированные строки, null-terminated strings). Это означает, что строкой называется указатель на цепочку символов. Признаком конца такой цепочки является символ #0. Раньше для таких строк использовали термин ASCIIZ. ASCII - обозначение кодировки, Z - zero. Сейчас кодировка ASCII заменена на ANSI, поэтому этот термин больше не применяется, хотя это те же самые по своей сути строки. Обычно программисту приходится работать с кодировкой ANSI, но это не единственная кодировка, поддерживаемая Windows.
В Delphi определён тип PChar, содержащий указатель на такую строку. Если один из параметров функции Win API имеет такой тип, то можно либо передать ему строковую константу, заключённую в одинарные кавычки, как если бы это был тип string, либо выражение PChar(S), где S - параметр типа string, возможно, сложное выражение. Ещё один способ - воспользоваться функциями модуля SysUtils.dcu для работы с нуль-терминированными строками и самостоятельно сформировать строку типа PChar. При этом надо будет самостоятельно выделять и освобождать память для цепочки символов, что обычно приводит только к лишним проблемам. Обычно гораздо проще работать с типом string, и лишь при вызове соответствующей функции преобразовать его к типу PChar. Для любителей оптимизации кода замечу, что такое преобразование не расходует ни память, ни процессорное время, потому что тип string - сам по себе указатель, он указывает именно на строку, завершающуюся нулём, а дополнительная информация, специфическая для типа string, имеет отрицательное смещение относительно этого указателя. Поэтому выражение PChar(S) не приводит к генерации кода, а лишь разрешает компилятору использовать этот указатель в качестве PChar.
Получить строку от функции Win API несколько сложнее, чем передать её. Обычно это делается в несколько этапов. Сначала с помощью функций Win API выясняется, какова длина строки. Затем резервируется место для неё. А только затем вызывается та функция, которая копирует строку в приготовленный буфер. Например, для получения заголовка окна нужно использовать функции GetWindowTextLength и GetWindowText. В некоторых случаях можно облегчить себе жизнь, если существует ограничение на максимальную длину строки. Например, атом не может быть длиннее 255-ти символов. Поэтому можно выделить буфер размером 256 символов (один - для завершающего нуля), и сразу копировать туда атом. В любом случае полученная строка будет нуль-терминированной. Чтобы преобразовать её к обычной, используйте функцию StrPas. Или же можно просто выполнить присвоение S := P, где S - типа string, P - PChar.
Другой тип кодировки, поддерживаемый в Windows, называется Wide. В отличие от ANSI в нём для представления одного символа используется не один, а два байта. Все функции, работающие со строками, написаны в двух модификациях - для ANSI и для Wide. Например, если посмотреть модуль user32, в котором, как утверждает справка, описана функция GetWindowText, то видно, что там нет такой функции. Там есть две другие функции - GetWindowTextA и GetWindowTextW, работающие каждая с соответствующей кодировкой. И это относится ко всем функциям, работающим со строками. К тому имени функции, которое указано в справке, необходимо добавить 'A' или 'W', в зависимости от используемой кодировки.
Разработчики Delphi при написании Windows.pas использовали маленькую хитрость, помогающую начинающему программисту не запутаться. Вот, например, цитата из этого модуля:



function GetWindowTextA(hWnd: HWND; lpString: PAnsiChar; nMaxCount: Integer): Integer; stdcall;
function GetWindowTextW(hWnd: HWND; lpString: PWideChar; nMaxCount: Integer): Integer; stdcall;
function GetWindowText(hWnd: HWND; lpString: PChar; nMaxCount: Integer): Integer; stdcall;


{ Это написано в интерфейсной части модуля }
........................


function GetWindowTextA; external user32 name 'GetWindowTextA';
function GetWindowTextW; external user32 name 'GetWindowTextW';
function GetWindowText; external user32 name 'GetWindowTextA';


{ А это - в разделе реализации }


Видно, что функция GetWindowTextA импортируется дважды - один раз под своим настоящим именем, а второй раз - под именем GetWindowText (это и есть тот случай, когда имя функции в библиотеке и то имя, под которым она становится известна компилятору, не совпадают). Поэтому программисту в Delphi нет разницы, писать «GetWindowText» или «GetWindowTextA», потому что единственное различие у них - тип параметра lpString. Но из исходного текста всё того же модуля видно, что это на самом деле один и тот же тип. По такой же схеме импортируются и все остальные строковые функции Win API.
Заключение
Функции Win API - не такая уж сложная штука. Они часто используют идеологию, не похожую ни на какую другую, но и с этим легко разобраться. Проблема только в том, где и как получить по ним информацию. Будем откровенны: в нашей стране далеко не все, мягко говоря, используют честно купленные программные продукты. Лицензионный Windows сейчас не в диковинку только потому, что его часто устанавливают на новые компьютеры. Лицензионный Delphi приобретают некоторые фирмы. Но много ли людей в России может похвастаться, что они видели документацию по Win API фирмы Microsoft? А эту документацию на русском языке? А ведь авторы западных книг по программированию обычно предполагают, что читателю есть куда заглянуть для справки по этим функциям, и поэтому особенно их не разбирают. Так что нашему программисту доступны следующие пути: по крупицам вытаскивать информацию из тех книг, где Win API упоминается; читать Win32 Develpoer's References; изучать исходные файлы RTL и VCL Delphi; искать информацию в интернете (могу посоветовать сайт http://delphi.vitpc.com). Всё. Если человек не готов часами и даже днями искать информацию о нужной функции, лучше ему не становиться программистом. Главная цель этой статьи - облегчить начало этого поиска. Но дальше человек должен идти сам.
Автор:http://delphi.wagoo.com
Опубликовал Kest October 25 2008 14:02:48 · 0 Комментариев · 19652 Прочтений · Для печати

• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •


Страница 2 из 2 < 1 2
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:



smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

Введите проверочный код:* =
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Поделиться ссылкой
Фолловь меня в Твиттере! • Смотрите канал о путешествияхКак приготовить мидии в тайланде?
Загрузки
Новые загрузки
iChat v.7.0 Final...
iComm v.6.1 - выв...
Visual Studio 200...
CodeGear RAD Stud...
Шаблон для новост...

Случайные загрузки
Импорт новостей ...
Синтаксический ан...
MiniTetris [Исход...
PHP 5. Полное рук...
PHP 5. Практика с...
Sztransppanel
Binary2XMLDemo (Р...
Программа "AutoRu...
Форма в форме
Защита от спама ...
CoolHints2k
45 уроков по дельфи
FileFind
Cooltray
Пишем программы и...
SMExport
PHP: Полезные приемы
Работа с базами д...
C# 2005 и платфор...
PHP: настольная к...

Топ загрузок
Приложение Клие... 100774
Delphi 7 Enterp... 97839
Converter AMR<-... 20268
GPSS World Stud... 17014
Borland C++Buil... 14193
Borland Delphi ... 10293
Turbo Pascal fo... 7374
Калькулятор [Ис... 5984
Visual Studio 2... 5207
Microsoft SQL S... 3661
Случайные статьи
Алгоритм расширени...
О серии ХР
Создание атрибутов
Вулкан играть на т...
Игровой автомат Cr...
конфигурации компь...
Гостевая книга на PHP
Векторные свойства...
• Какое имя присво...
Выделение структур...
Создание и отправк...
Игровые автоматы В...
Разное
PHP: Использование...
Убрать копирайт в ...
Клиент-серверное п...
Устранение дребезг...
Вычислительные модели
OpenAP — это абсол...
новый пароль долже...
Как должен выгляде...
Изменение положени...
Процесс самофокуси...
Играть в игровые а...
Программа сертифик...
Статистика



Друзья сайта
Программы, игры


Полезно
В какую объединенную сеть входит классовая сеть? Суммирование маршрутов Занимают ли таблицы память маршрутизатора?