Данил Миронов, 2003-11-29
Оригинал статьи: www.phpbuilder.com
Автор: Luis Argerich
Примечание от администратора: PHP 5 - не стабилен. Использование допустимо исключительно в тестовых целях
PHP5 ещё официально не вышел, но "рабочие" версии уже трудоспособны (равно как и нестабильны!), так что мы вполне можем начать изучение новых возможностей грядущего релиза PHP и попрактиковать с ними. В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:
Новая объектная модель
Исключения
Пространства имён
Но сначала пара официальных заявлений:
Некоторые из приведённых в данной статье решений воспроизводимы в PHP4, но, тем не менее, их описание присутствует и здесь для большей удобочитаемости и целостности всей статьи.
Некоторые из описанных в данной статье особенностей в конечном релизе PHP5 могут быть изменены.
PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой.
Новая объектная модель
В PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.
Конструкторы и деструкторы
Объекты как ссылки
Клонирование объектов
Дескрипторы Private, Public и Protected
Интерфейсы
Абстрактные классы
__call
__set and __get
Закрытые члены
Конструкторы и деструкторы
В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью.
В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct.
Пример 1: Конструкторы и деструкторы
class foo {
var $x;
function __construct($x) {
$this->x = $x;
}
function display() {
print($this->x);
}
function __destruct() {
print("ну, пока, до скорого");
}
}
$o1 = new foo(4);
$o1->display();
?>
Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса.
Объекты как ссылки
Как вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ '&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит по ссылке.
Пример 2: Объекты как ссылки
class foo {
var $x;
function setX($x) {
$this->x = $x;
}
function getX() {
return $this->x;
}
}
$o1 = new foo;
$o1->setX(4);
$o2 = $o1;
$o1->setX(5);
if($o1->getX() == $o2->getX()) print("Ох ты, Боже мой!");
?>
Клонирование объектов
Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone.
Пример 3: Клонирование объектов
class foo {
var $x;
function setX($x) {
$this->x = $x;
}
function getX() {
return $this->x;
}
}
$o1 = new foo;
$o1->setX(4);
$o2 = $o1->__clone();
$o1->setX(5);
В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-)
Дескрипторы Private, Public и Protected
В PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.
Public (открытый): Метод/переменная доступны из любого места в коде.
Private (закрытый): Закрытые методы или переменные доступны только внутри класса.
Protected (защищённый): Защищённые методы или переменные доступны только внутри класса, где они были объявлены и из его производных классов.
Пример 4: Public, protected and private
class foo {
private $x;
public function public_foo() {
print("Это открытый метод");
}
protected function protected_foo() {
// Всё правильно, мы можем вызывать закрытые методы,
// потому что мы находимся в том же классе
$this->private_foo();
print("Это защищённый метод");
}
class foo2 extends foo {
public function display() {
$this->protected_foo();
$this->public_foo();
// $this->private_foo(); // Неправильно! В базовом классе метод закрыт
}
}
$x = new foo();
$x->public_foo();
//$x->protected_foo();
// Неправильно, защищённые методы могут вызываться только из
// того же класса или его производных классов
//$x->private_foo();
// Неправильно, закрытые методы могут быть вызваны только в
// классе, где они были объявлены
$x2 = new foo2();
$x2->display();
?>
Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы.
Интерфейсы
Как вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс, в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать' сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс реализует методы, определённые в интерфейсе.
Пример 5: Интерфейсы
interface displayable {
function display();
}
interface printable {
function doprint();
}
class foo implements displayable,printable {
function display() {
// код
}
function doprint() {
// код
}
}
?>
Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы.
Абстрактные классы
Абстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные.
В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы, которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть реализованы в производных классах.
Пример 6: Абстрактные классы
abstract class foo {
protected $x;
abstract function display();
function setX($x) {
$this->x = $x;
}
}
class foo2 extends foo {
function display() {
// Код
}
}
?>
__call
С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод.
Пример 7: __call
class foo {
function __call($name,$arguments) {
print("Вызывали? Я - $name!");
}
}
$x = new foo();
$x->doStuff();
$x->fancy_stuff();
?>
Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например:
Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call
class Magic {
private function foo_for_int($x) {
print("у, смотрите, целое число!");
}
private function foo_for_string($x) {
print("у, смотрите, строка!");
}
}
$x = new Magic();
$x->foo(3);
$x->foo("3");
?>
__set и __get
Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для "отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным) переменным.
Пример 9: __set и __get
class foo {
function __set($name,$val) {
print("Привет, вы попытались присвоить значение $val переменной $name");
}
function __get($name) {
print("Привет, вы пытались обратиться к $name");
}
}
$x = new foo();
$x->bar = 3;
print($x->winky_winky);
?>
Указание типов для аргументов
В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве аргумента объект определённого типа.
Пример 10: указание типов
class foo {
// код ...
}
class bar {
public function process_a_foo(foo $foo) {
// Ещё какой-нибудь код
}
}
$b = new bar();
$f = new foo();
$b->process_a_foo($f);
?>
Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo.
Статические члены класса
Статические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса".
"Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без создания объекта этого класса.
"Переменной класса" называют переменную, к которой можно обратиться без создания объекта этого класса (и метод доступа при этом не потребуется).
Пример 11: методы класса и переменные класса
class calculator {
static public $pi = 3.14151692;
static public function add($x,$y) {
return $x + $y;
}
}
Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с помощью пары "try" - "catch".
Пример 12: Исключения
class foo {
function divide($x,$y) {
if($y==0) throw new Exception("деление на ноль недопустимо");
return $x/$y;
}
}
Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок.
Исключения, определённые пользователем
Для обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend) класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage.
Пример 13: Исключения, определённые пользователем
class WeirdProblem extends Exception {
private $data;
function WeirdProblem($data) {
parent::exception();
$this->data = $data;
}
function getMessage() {
return $this->data . " вызвало какое-то странное исключение!";
}
}
?>
Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки.
Пространства имён
В целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces).
Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности.
Пример 14: Пространство имён
namespace Math {
class Complex {
//...код...
function __construct() {
print("привет");
}
}
}
$m = new Math::Complex();
?>
Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс).
Опубликовал Kest
November 06 2008 16:31:07 ·
0 Комментариев ·
7788 Прочтений ·
• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Гость
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.