Посмотрим, есть ли в нашей модели аналог научной школы. Этими словами обычно обозначают коллектив ученых, объединенных общей целью и работающих согласованно. В таком коллективе могут использоваться различные подходы и методы.
Несмотря на это, он существует долгое время и сохраняет свою организацию. Отсюда ясно, что научной школе можно сопоставить сложную структуру, которая возникает в нелинейной среде при задании начальных данных специального вида.
Существование научной школы позволяет эффективно использовать возможности большого числа ученых и координировать их усилия.
Наша модель очень проста. Многих усложняющих факторов мы не учли. Но в ее рамки укладываются наши интуитивные представления о возникновении нового научного направления.
Разве не удивительно, что у процессов горения и процессов развития научных идей есть что-то общее? Наверное, поиск и анализ таких аналогов — важный шаг к более глубокому пониманию законов самоорганизации.
Число работ, посвященных модели тепловых структур и ее обобщениям, приближается к сотне. Нам не удалось преодолеть искушения: мы решили привести картинку, помещенную в одной из них. Здесь показано взаимодействие шести тепловых структур в двумерном случае, когда функция Т(х, у. t) зависит от переменных х, у п f.
Снизу приведены объемные изображения этой функции на различные моменты времени. Вверху — ее линии уровня Т,(х, z/) = 0,95.1, Т-(.т, y) = 0J5A, Т,(х,у) = = 0,5.4, 7Л(.г, т/) = 0,25.4, Т„(х, ;/) = 0,1.1, где А - абсолютный максимум температуры на момент. Процесс неустойчив, и на развитой стадии формируется одна быстро развивающаяся структура. Не правда ли, красиво? |