После изучения предыдущего параграфа мог возникнуть вопрос, откуда взялись конструктор Create, деструктор Destroy и метод–процедура Free у объектов класса TPoint? Ведь ни один из них не был объявлен. Никакой мистики здесь нет. Дело в наследовании. Каждый класс в Delphi является потомком какого–либо другого класса — класса– предка. Если класс–предок не указан, то по–умолчанию предком будет самый общий класс — TObject.
Единственным исключением из этого правила является сам класс TObject. Таким образом, TPoint является потомком класса TObject. Ещё говорят, что TPoint наследует от TObject, является дочерним классом или подклассом TObject. В свою очередь, TObject — родительский или базовый класс для TPoint. Во всех случаях речь идет об одном и том же.
Достаточно прояснить смысл одного из этих утверждений. “TPoint является подклассом TObject” — означает, что каждый объект класса TPoint является и объектом класса TObject , и что TPoint имеет некоторые дополнительные особенности.
Ситуация аналогична понятиям множества натуральных и множества четных чисел. Каждое четное число является натуральным числом, но имеющим дополнительное свойство — делимость на 2 без остатка. Программист сказал бы, что четные числа образуют подкласс натуральных.
При описании нового класса указываются только дополнительные особенности по сравнению с классом–предком. Вы возможно уже догадались, что конструктор Create, деструктор Destroy и метод Free — это методы класса TObject, и они достались нам по наследству. Сам класс TObject, среди прочего, включает описания:
Вернемся к вопросу наследования. Как не указать класс–предок мы уже знаем. А как его указать? Для демонстрации явного наследования создадим новый собственный класс TCircle — класс окружностей. С точки зрения математики это покажется странным, но в ООП удобно определить окружность как точку с радиусом. Координаты этой точки — координаты центра окружности, и окружность однозначно определяется положением центра и радиусом R. Вот как выглядит объявление этого класса
Из примера ясно, что класс–предок указывается в круглых скобках после ключевого слова class. В Pascal у каждого класса только один непосредственный предок, хотя наследование происходит и от предков предка.
Весьма существенно, что механизм наследования позволил нам определить более сложный класс еще проще, чем простой. Ведь мы должны указать только изменения. Разумеется, дополнительные методы необходимо реализовать.
Продемонстрируем применение нового класса на решении задачи: “Определить, перекрываются ли два круга с координатами центра (x1, y1) и (x2, y2) и радиусами r1 и r2 соответственно”.
Отметим два факта. Мы обращались к методам объектов c1 и c2, которые описаны только в классе TPoint и мы передали объект c2 параметром в Distance, где должен стоять объект класса TPoint. Все это разрешается, ведь согласно нашему определению, “окружность — это точка …”.
Каждый класс в Pascal может порождать несколько дочерних классов. Например, можно определить класс TArrow — стрелок, выходящих из некоторых точек. Снова, стрелка — это точка (положение начала), направление и размер.
Направление задается углом а координаты точки соответствуют координатам начала стрелки.
Опубликовал Kest
May 27 2011 10:18:59 ·
0 Комментариев ·
9363 Прочтений ·
• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Гость
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.