Деструкторам разрешено быть «чистыми». Объявляются такие деструкторы точно так же, как чистые виртуальные функции, например:
virtual ~VBase() = 0;
Класс, в котором определен чистый виртуальный деструктор, тоже является абстрактным, и создавать объекты этого класса запрещено. Однако чистые виртуальные деструкторы несколько отличаются от чистых виртуальных функций. Первое различие проявляется при наследовании. Вспомним, что деструкторы не наследуются, а при отсутствии явного определения автоматически создаются в производном классе. Это означает, что класс-наследник не является абстрактным классом!
ПРИМЕЧАНИЕ
Аналогичная ситуация возникает и при объявлении чистой виртуальной функцией операции присваивания operators В наследнике по умолчанию создается собственная операция присваивания, поэтому класс-потомок не будет абстрактным.
Второе различие заключается в том, что при объявлении чисто виртуального деструктора нужно написать и его определение. Да-да, не поднимайте удивленно брови — нужно написать определение чистого виртуального деструктора для базового класса. Это несколько странное правило объясняется тем, что деструктор наследника обязательно вызывает деструктор базового класса, поэтому чистый деструктор все же должен быть определен. Пример в листинге 9.8 показывает, как это делать.
Листинг 9.8. Чистый виртуальный деструктор
class Abstract // абстрактный класс
{ public:
virtual -Abstract()=0: // чистый виртуальный деструктор
};
Abstract::-Abstract() // определение чистого деструктора
{ cout << MAbstract"<< endl: }
// наследник - не абстрактный класс
class NotAbstract: public Abstract { };
Как видим, определение чистого виртуального деструктора ничем не отличается от обычного внешнего определения метода. Убедиться в том, что класс Abstract даже при наличии определения остается абстрактным, а его наследник — нет, очень легко — достаточно попытаться создать объект этих классов. Для объекта класса Abstract компилятор немедленно выдает сообщение о том, что нельзя создавать объекты абстрактного класса. Объект класса-наследника создается без проблем.
Определим в наследнике явный деструктор:
virtual -NotAbstract() // явный деструктор
{ cout « "NotAbstract"<< endl: }
Напишем в программе код создания и удаления динамического объекта производного класса и при этом инициализируем указатель базового абстрактного класса:
Abstract *pt = new NotAbstract(); delete pt:
При выполнении этого фрагмента мы увидим, что сначала вызывается деструктор класса-наследника, потом — деструктор базового класса. Если же мы удалим определение чистого виртуального деструктора, то получим сообщение компоновщика об отсутствии тела функции-деструктора.
Определять можно не только чистые деструкторы, но и чистые виртуальные методы. Класс, для которого это определение написано, по-прежнему является абстрактным классом. В отличие от чистых виртуальных деструкторов, даже определенная в базовом классе чистая виртуальная функция наследуется как чистая, поэтому производный класс при отсутствии собственного определения тоже будет абстрактным. В этом легко убедиться, написав пример, показанный в листинге 9.9.
Тогда для чего нужно определение в базовом классе? Ответ, пожалуй, только один: в определении чистого виртуального метода базового класса задается некоторый общий код, который могут использовать классы-наследники в своих реализациях этой функции (листинг 9.10). При этом обратите внимание, что чистый метод базового класса вызывается статически.
Не путайте со статическими методами, которые мы рассматривали ранее в главе 4.
Листинг 9.9. Определение чистой виртуальной функции
class Animal // абстрактный класс
{ public:
virtual void eats() = 0; // чистый виртуальный метод
};
void Animal::eats() // определение чистого метода
{ cout << "Animal::eats"<< endl: }
class Tiger: public Animal // тоже абстрактный кпасс
{ };
int main()
{ Tiger t; // ошибка - объект создать непьзя!
}
Листинг 9.10. Использование определения чистого виртуального метода
class Animal // абстрактный кпасс
{ public:
virtual void eats() = 0; // чистый виртуальный метод
};
// определение чистого виртуального метода
void Animal::eats()
{ cout << "Animal::eats"<< endl; }
class Tiger: public Animal // уже не абстрактный кпасс
{ public:
vi rtual void eats();
};
void Tiger::eats()
{ Animal::eats(); // статический вызов чистой базовой функции
// собственные действия
}
class Cat: public Animal // уже не абстрактный класс
{ public:
vi rtual void eats();
};
void Cat::eats()
{ Animal::eats(); // статический вызов чистой базовой функции
// собственные действия
}
Применение такой техники можно обнаружить в некоторых паттернах [17, 18]. |