В программе представители класса — объекты, объявляются в разделе var. Например, так:
var
student:TTPerson;
professor:TTPerson;
Примечание. В дальнейшем все основные понятия ООП рассматриваются на примере решения задачи составления списков преподавателей и студентов некоторой кафедры вуза. Здесь и далее приводятся фрагменты программы решения этой задачи.
Следует обратить особое внимание на то, что в Object Pascal объект — динамическая структура. Переменная-объект содержит не данные, а ссылку на данные объекта. Поэтому программист должен позаботиться о выделении памяти для этих данных и задании для них начальных значений.
Выделение памяти и инициализация объекта осуществляются с помощью специального метода класса — конструктора, которому обычно присваивают имя create (создать). Чтобы подчеркнуть особую роль и поведение конструктора, вместо ключевого слова procedure в заголовке конструктора используется слово constructor. Ниже приведено описание класса TTPerson, в состав которого введен конструктор.
TTPerson = class
private
fname:string[15];
faddress:string[35];
constructor create; // конструктор
public
procedure show; // метод
end;
Выделение памяти для данных объекта происходит присваиванием результата применения метода-конструктора к типу (классу) объекта. Например, после выполнения оператора
professor:=TTPerson.create;
выделяется необходимая память для данных объекта professor.
Помимо выделения памяти, конструктор, как отмечено выше, решает задачу присваивания полям объекта начальных значений, т. е. осуществляет инициализацию объекта. Ниже приведен пример реализации конструктора для объекта TTPerson.
constructor TTPerson.create;
begin
fname:=’’;
faddress:=’’;
end;
Реализация конструктора несколько необычна. Во-первых, в теле конструктора нет привычных операторов New, обеспечивающих выделение динамической памяти (всю необходимую работу по выделению памяти выполняет компилятор). Во-вторых, формально конструктор не возвращает значения, хотя в программе обращение к конструктору осуществляется как к методу-функции.
После объявления и инициализации объект можно использовать, например установить значение поля объекта. Доступ к полю объекта осуществляется указанием имени объекта и имени поля, которые отделяются друг от друга точкой. Хотя объект является ссылкой, однако правило доступа к данным с помощью ссылки, согласно которому после имени переменной, являющейся ссылкой, надо ставить значок ^, на объекты не распространяется. Например, для доступа к полю fname объекта professor вместо professor^.fname следует писать professor.fname
Если в программе некоторый объект больше не используется, то можно освободить память, занимаемую полями этого объекта. Для выполнения этого действия используют метод-деструктор free. Например, чтобы освободить память, занимаемую полями объекта professor, достаточно записать
professor.free;
Опубликовал Kest
December 21 2009 13:45:23 ·
0 Комментариев ·
11578 Прочтений ·
• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Гость
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.