При создании объектов, с одной стороны, каждый объект имеет свои собственные независимые поля данных, с другой – все объекты одного класса используют одни и те же методы. Методы класса создаются и размещаются в па-мяти компьютера всего один раз – при создании класса, так как нет никакого смысла держать в памяти копии методов для каждого объекта, поскольку у всех объектов методы одинаковые. А поскольку наборы значений полей у каждого объекта свои, поля объектов не должны быть общими. Однако существует ряд ситуаций, когда необходимо, чтобы все представители одного класса включали в себя какое-либо одинаковое значение. Для этих целей служат статические элементы класса. Статический элемент класса может рассматриваться как глобальная переменная или функция, доступная только в пределах области класса. Для определения статических полей и методов используется ключевое слово static. Статический элемент данных разделяется всеми представителями данного класса. То есть существует только один экземпляр переменной независимо от числа созданных представителей. Память под статический элемент выделяется, даже если не существует никаких представителей класса.
Определение статических полей класса происходит не так, как для обычных полей. Обычные поля объявляются (компилятору сообщается имя и тип поля) и определяются (компилятор выделяет память для хранения поля) при помощи одного оператора. Для статических полей эти два действия выполняются двумя разными операторами: объявление поля находится внутри определения класса, а определение, как правило, располагается вне класса и зачастую представляет собой определение глобальной переменной. Если бы определение статического поля класса находилось внутри класса (как в ранних версиях C++), то это нарушило бы принцип, в соответствии с которым определение класса не должно быть связано с выделением памяти. Поместив определение статического поля вне класса, мы обеспечили однократное выделение памяти под это поле, до того как программа будет запущена на выполнение, и статиче-ское поле в этом случае будет доступным всему классу. Например, подсчитаем число созданных представителей класса:
#include <iostream>
using namespace std;
class foo
{
private:
static int iCount;
public:
foo() {iCount++;};
int GetCount() {return iCount;};
};
int CClass::iCount = 0; //Определение статического
//элемента данных
int main()
{
foo f1, f2, f3; //создаем три объекта
cout << “Число объектов ” << f1.GetCount() << endl;
cout << “Число объектов ” << f2.GetCount() << endl;
cout << “Число объектов ” << f3.GetCount() << endl;
return 0;
}
Поскольку конструктор вызывается трижды, то инкрементирование поля iCount также происходит трижды. Поэтому в результате выполнения программы будет напечатано:
Число объектов 3
Число объектов 3
Число объектов 3
Если бы мы использовали автоматическое, а не статическое поле iCount, то результат работы программы выглядел бы как:
Число объектов 1
Число объектов 1
Число объектов 1
Работая со статическими полями, легко совершить ошибки, которые компилятор не в силах будет распознать. Если вы объявите статическое поле класса, но забудете его определить, то компилятор не выдаст предупреждающего сообщения.
Помимо статических полей, класс может иметь и статические функции. Доступ к статическим функциям может быть осуществлен просто через имя класса, без создания представителя класса, то есть статические элементы-функции класса не ассоциируются с отдельными представителями класса. Другими словами, при вызове им не передается указатель this. Из этого следует, что:
• статическая функция-элемент может вызываться независимо от то-го, существует или нет какой-либо представитель класса;
• статическая функция-элемент может обращаться только к статическим элементам данных класса и вызывать только другие статические функции-элементы класса;
• статическая функция-элемент не может объявляться как virtual.
Например:
#include <iostream>
using namespace std;
class gamma
{
private:
//объявляем счетчик объектов класса
static int total;
int id; //ID текущего объекта
public:
gamma() //конструктор без аргументов
{
total++; //добавить объект
id = total;//id равен текущему значению total
}
~gamma() //деструктор
{
total--;
cout << "Удаление ID " << id << endl;
}
static void ShowTotal() // статическая функция
{ cout << "Всего: " << total << endl; }
void ShowID() // нестатическая функция
{ cout << "ID: " << id << endl; }
};
int gamma::total = 0; // определение total
int main()
{
gamma g1;
gamma::ShowTotal();
gamma g2, g3;
gamma::ShowTotal();
g1.ShowID();
g2. ShowID ();
g3. ShowID ();
cout << "----------конец программы----------\n";
return 0;
}
Результатом работы программы будет:
Всего: 1
Всего: 3
ID: 1
ID: 2
ID: 3
----------конец программы----------
Удаление Id 1
Удаление Id 2
Удаление Id 3
Опубликовал Kest
August 23 2010 13:24:32 ·
0 Комментариев ·
14042 Прочтений ·
• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Гость
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.