Рассмотрим операции нашего класса TMoney и определим, какие из них переводить в «друзья». Операции с присваиванием, естественно, в «друзья» переводить не будем: это полноценные методы без всяких подвохов. А вот «простые» операции требуется тщательно проанализировать.
? Сложение. Когда мы складываем денежные суммы, левым аргументом является объект типа TMoney. Однако нам иногда требуется добавлять целые или дробные константы к денежной сумме. Результатом должна быть денежная сумма. Чтобы не зависеть от перестановки слагаемых, сделаем функции сложения (три варианта) друзьями.
? Умножение. Выполняется только умножение на константу. Но зато умножать можно и слева, и справа, поэтому эта операция — кандидат в друзья.
? Вычитание. Либо эта операция выполняется для двух денежных сумм' либо из денежной суммы вычитается некоторая константа. Результат — денежная сумма. Вычитание денежной суммы из константы с получением денежной суммы в качестве результата выглядит неестественно, поэтому не применяется. Таким образом, в этой операции левым аргументом всегда будет денежная сумма, что позволяет нам реализовать операцию как метод класса.
? Деление. Либо эта операция выполняется для двух денежных сумм, либо денежная сумма делится на число. Операция деления числа на денежную сумму, аналогично операции вычитания, не применяется, поэтому эту операцию реализуем как метод.
? Сравнение. Любая операция сравнения может иметь аргумент-число и справа, и слева от знака операции. Поэтому эти операции — хорошие кандидаты в друзья.
? Операции ввода-вывода, левыми аргументами которых являются системные объекты, тоже нужно сделать дружественными.
Реализация функций ввода-вывода должна быть такой, как показано в листинге 3.12.
Листинг 3.12. Функции ввода-вывода, реализованные как дружественные
ostream& operator<<(ostream& t, const TMoney &r) { string s = r. toStringO ; return (t << s);
}
istream& operator>>(istream& t, TMoney &r) { long double rr = 0.0; t >> rr;
r.Summa = fabs(rr)';
r.Summa = r.round(r.Summa * 100); // округляем
if (rr < 0) r.Summa = -r.Summa; // учитываем знак
return t;
}
Имена всех полей и методов класса TMoney теперь заданы с префиксом — именем объекта-параметра. Как видите, обработка при вводе довольно сложная: сначала вводится произвольное число, затем выполняется округление абсолютного значения, потом присоединяется знак денежной суммы.
Все подсказки, если они требуются, должна выводить на экран программа-клиент. Соответственно, в операции вывода на экране появляется только число без всяких дополнительных обозначений валюты. Это позволит нам в дальнейшем специализировать эти операции в классах-наследниках1.
Функции сложения и умножения на число должны иметь следующие прототипы в интерфейсе класса:
friend TMoney operator+(const TMoney &a, const TMoney &b); friend TMoney operator+(const TMoney &a, const long double &b); friend TMoney operator+(const long double &a, const TMoney &b); friend TMoney operator*(const TMoney &a, const long double &b); friend TMoney operator*(const long double &a, const TMoney &b);
1 См. главу 8. Для ребенка в подарок идеально подойдет Xbox 360 купить недорого.
Обратите внимание: операция сложения перегружена для всех сочетаний аргументов. Это не очень приятно, поскольку аналогичное количество функций придется писать и для операций сравнения — по три штуки для каждой операции. Во-первых, это увеличивает размер и исходной, и работающей программ. Во-вторых, просто хотелось бы избежать такой однообразной рутинной работы. И это можно сделать — а помогут нам в этом конструкторы (см. п. 12.1 в [1]). |