ЭС должна решать задачи логического вывода с достаточной
гарантией получения верного результата. Программа ЭС должна вза-
имодействовать со значительными объемами информации, называемой
базой знаний (БЗ). Во время проведения консультаций с БЗ система
должна выводить логические заключения (принимать решения). Кроме
того, ЭС должна иметь средства взаимодействия с пользовате-
лем-непрофессионалом. Эти средства, включающие оконный интер-
фейс, программы диалога и общения на одном из естественных язы-
ков, объединяются в систему пользовательского интерфейса. Взаим-
ное расположение трех основных частей ЭС и пользователя показано
на рис.1.
База знаний является центральной частью ЭС. Она содержит
факты и правила, описывающие взаимосвязи между фактами. БЗ рас-
полагается на диске и содержит статическую (не изменяющуюся во
время решения текущей задачи) и динамическую (изменяющуюся при
решении задачи) информацию.
Механизм логического вывода включает в себя средства, реа-
лизующие формальные методы доказательства (вывода заключений).
Вывод осуществляется при помощи поиска и сопоставления по образ-
цу (в Турбо Прологе для этого используется поиск по дереву реше-
ний с применением операций унификации, конкретизации и автомати-
ческого возврата на предшествующий уровень дерева). Следует пом-
нить, что пользователь будет получать ответы на свои вопросы в
соответствии с логикой, заложенной в системе. Для Турбо Пролога
любая цель будет доказываться одним и тем же способом: система
будет двигаться по логической цепочке в обратном направлении от
цели к фактам, пытаясь установить истинность или ложность исход-
ного положения. Механизм логического вывода, как правило, под-
держивается стандартными средствами систем искусственного интел-
лекта. Например, в случае Турбо Пролога весь механизм вывода в
процессе компиляции автоматически присоединяется к программе
пользователя. В том случае, если механизм вывода Пролога не уст-
раивает по каким-либо причинам пользователя, необходима разра-
ботка собственных программных среств механизма логического выво-
да (см.например, [G] ).
Система пользовательского интерфейса (СПИ) обеспечивает вза-
имодействие, пользователя с ЭС. В современных ЭС это взаимодейст-
вие обычно включает:
- прием и отображение информации с использованием устройств ввода
и вывода инструментальной ЭВМ;
- поддержка удобной для пользователя формы диалога (с использова-
нием естественного языка);
- обработка исключительных ситуаций непонимания между пользова-
телем и ЭС (включая элементы обучения системы).
Ситуации непонимания могут возникать по двум причинам: либо
из-за ошибки (при вводе данных), либо на принципиальной основе
(недостаток знаний в БЗ). Для подобных случаев должны быть пре-
дусмортрены методы разрешения конфликтов, начиная с простого из-
ложения фактов, присутствующих в базе, до процессов обучения,
модифицирующих факты и правила в БЗ.
Первый элемент ЭС - база знаний - зависит от конкретной об-
ласти приложения. Механизм логического вывода и системы пользо-
вательского интерфейса, в общем случае, не зависят от области
приложения. Поэтому их принято объединять в понятие универсаль-
ной оболочки экспертной системы.
Опубликовал Kest
April 05 2009 20:35:35 ·
0 Комментариев ·
11970 Прочтений ·
• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Гость
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.