Навигация
Главная
Поиск
Форум
FAQ's
Ссылки
Карта сайта
Чат программистов

Статьи
-Delphi
-C/C++
-Turbo Pascal
-Assembler
-Java/JS
-PHP
-Perl
-DHTML
-Prolog
-GPSS
-Сайтостроительство
-CMS: PHP Fusion
-Инвестирование

Файлы
-Для программистов
-Компонеты для Delphi
-Исходники на Delphi
-Исходники на C/C++
-Книги по Delphi
-Книги по С/С++
-Книги по JAVA/JS
-Книги по Basic/VB/.NET
-Книги по PHP/MySQL
-Книги по Assembler
-PHP Fusion MOD'ы
-by Kest
Professional Download System
Реклама
Услуги

Автоматическое добавление статей на сайты на Wordpress, Joomla, DLE
Заказать продвижение сайта
Программа для рисования блок-схем
Инженерный калькулятор онлайн
Таблица сложения онлайн
Популярные статьи
OpenGL и Delphi... 65535
Форум на вашем ... 65535
HACK F.A.Q 65535
Бип из системно... 65535
Гостевая книга ... 65535
Invision Power ... 65535
Содержание сайт... 65535
Организация зап... 65535
Вызов хранимых ... 65535
Программируемая... 65535
Эмулятор микроп... 65535
Подключение Mic... 65535
Создание потоко... 65535
Приложение «Про... 65535
Оператор выбора... 65535
Создание отчето... 63926
Модуль Forms 63639
ТЕХНОЛОГИИ ДОСТ... 60504
Пример работы с... 59942
Имитационное мо... 55984
Реклама
Сейчас на сайте
Гостей: 12
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 13,079
новичок: Openair
Новости
Реклама
Выполняем курсовые и лабораторные по разным языкам программирования
Подробнее - курсовые и лабораторные на заказ
Delphi, Turbo Pascal, Assembler, C, C++, C#, Visual Basic, Java, GPSS, Prolog, 3D MAX, Компас 3D
Заказать программу для Windows Mobile, Symbian

Принадлежит ли точка пересечению двух окружностей на Turbo Pascal + Отче...
Диплом RSA, ЭЦП, сертификаты, шифрование на C#
Моделирование автовокзала + Отчет + Блок схема

Реклама



Подписывайся на YouTube канал о программировании, что бы не пропустить новые видео!

ПОДПИСЫВАЙСЯ на канал о программировании
Перемещение объекта по траектории
Часто возникает необходимость перемещать объект по некоторой
траектории (например, рыбка должна двигаться по окружности). В
этом случае для определения новых точек кривой (по которой пере-
мещается объект) удобно использовать параметрическое уравнение
этой кривой1. Из курса математики известны некоторые кривые, при-
веденные в табл. 1.8 (вид этих кривых показан на рис. 1.11), и их зада-
ние с помощью параметрического уравнения.
Вид кривых
Рис. 1.11. Вид кривых
Таблица 1.8. Параметрическое представление некоторых кривых

Рассмотрим пример, в котором перемещение объекта осуществля-
ется по заранее указанной траектории. В качестве траектории может
быть задана окружность, циклоида, астроида, спираль, восьмерка,
прямая линия. Вид формы показан на рис. 1.12.
Форма программы, демонстрирующей перемещение объекта
Рис. 1.12. Форма программы, демонстрирующей перемещение объекта
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics,
Controls, Forms, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls, Buttons;
type
TForm1 = class(TForm)
Shape1: TShape;
Timer1: TTimer;
Button1: TButton;
RadioGroup1: TRadioGroup;
Button2: TButton;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Button3: TButton;
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure Timer1Timer(Sender: TObject);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
procedure RadioGroup1Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
const
r=20; //радиус круга - объекта вращения
rCircle=100; //радиус круга - траектории
rCikl=25; //параметр циклоиды
rAstr=200; //параметр астроиды
rOct=250; //параметр восьмерки
a1Max=10; //максимальное значение коэффициента a1
a2Max=10; //максимальное значение коэффициента a2
var
angle: integer = 0; //начальный угол или параметр прямой
dangle: integer = 5; //шаг изменения угла/параметра прямой
x0,y0: integer; //центр или начальная точка прямой
x,y: integer; //текущие координаты
a1, a2: integer; //координаты направляющего вектора прямой
//процедура вычисляет расстояние между двумя точками
//и выводит значение в Label2.Caption
procedure distance(x1,y1,x2,y2: integer);
var
d: real;
begin
d:=sqrt((x1-x2)*(x1-x2) + (y1-y2)*(y1-y2));
Form1.Label2.Caption:=IntToStr(round(d));
end;
//событие, возникающее при создании формы
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Label2.Caption:=''; //метка пуста
Timer1.Enabled:=false; //таймер выключен
Timer1.Interval:=100; //интервал таймера
Shape1.Shape:=stCircle; //вид фигуры Shape1
Shape1.Width:=2*r; //ширина фигуры Shape1
Shape1.Height:=2*r; //высота фигуры Shape1
//определение координат (x0, y0) центра формы
//относительно которой вращается фигура Shape1
x0:=Form1.ClientWidth div 2;
y0:=Form1.ClientHeight div 2;
Shape1.Left:= x0 - r; //положение Shape1 слева
Shape1.Top:= y0 - r; //положение Shape1 сверху
end;
//процедура рисует крестик с центром в точке (x0, y0)
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
Canvas.Pen.Width:=3; //толщина пера
Canvas.Pen.Color:=clRed; //цвет пера
Canvas.MoveTo(x0-10, y0);
Canvas.LineTo(x0+10,y0);
Canvas.MoveTo(x0, y0-10);
Canvas.LineTo(x0,y0+10);
end;
//обработчик нажатия на кнопку Запуск движения
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Timer1.Enabled:=true; //запуск таймера
end;
//обработчик сигнала от таймера
procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
randomize;
case RadioGroup1.ItemIndex of
0: begin //движение по кругу
Shape1.Visible:=false; //фигура Shape1 невидима
angle:=angle+dangle; //увеличиваем угол
//если угол сделал оборот в 360 градусов
//начинаем отсчет угла заново
if angle >= 360 then angle:=0;
//координаты новой точки
x:=x0+round(rCircle*cos(angle*pi/180));
y:=y0-round(rCircle*sin(angle*pi/180));
//положение фигуры Shape1
Shape1.Left:= x - r;
Shape1.Top:= y - r;
Shape1.Visible:=true; //фигура Shape1 видима
//расстояние от центра фигуры до центра формы
distance(x0, y0, x, y);
end;
1: begin //движение по циклоиде
Shape1.Visible:=false; //фигура Shape1 невидима
angle:=angle+dangle; //увеличиваем угол
//координаты новой точки
x:=x0+round(rCikl*(angle*pi/180 - sin(angle*pi/180)));
y:=y0-round(rCikl*(1-cos(angle*pi/180)));
//положение фигуры Shape1
Shape1.Left:= x - r;
Shape1.Top:= y - r;
Shape1.Visible:=true; //фигура Shape1 видима
//расстояние от центра фигуры до центра формы
distance(x0, y0, x, y);
40
//как только фигура дойдет до края формы
//прекращаем движение, остановив таймер
if x>Form1.ClientWidth-2*r
then Timer1.Enabled:=false;
end;
2: begin //движение по астроиде
Shape1.Visible:=false; //фигура Shape1 невидима
angle:=angle+dangle; //увеличиваем угол
//если угол сделал оборот в 360 градусов
//начинаем отсчет угла заново
if angle >= 360 then angle:=0;
//координаты новой точки
x:=x0+round(rAstr*sqr(cos(angle*pi/180))*
cos(angle*pi/180));
y:=y0-round(rAstr*sqr(sin(angle*pi/180))*
sin(angle*pi/180));
//положение фигуры Shape1
Shape1.Left:= x - r;
Shape1.Top:= y - r;
Shape1.Visible:=true; //фигура Shape1 видима
//расстояние от центра фигуры до центра формы
distance(x0, y0, x, y);
end;
3: begin //движение по спирали
Shape1.Visible:=false; //фигура Shape1 невидима
angle:=angle+dangle; //увеличиваем угол
//координаты новой точки
x:=x0+round(angle*pi/180*cos(angle*pi/180));
y:=y0-round(angle*pi/180*sin(angle*pi/180));
//положение фигуры Shape1
Shape1.Left:= x - r;
Shape1.Top:= y - r;
Shape1.Visible:=true; //фигура Shape1 видима
//расстояние от центра фигуры до центра формы
distance(x0, y0, x, y);
//как только фигура дойдет до края формы
//прекращаем движение, остановив таймер
if (x>Form1.ClientWidth-2*r) or
(y>Form1.ClientHeight-2*r)
then Timer1.Enabled:=false;
end;
4: begin //движение по восьмерке
Shape1.Visible:=false; //фигура Shape1 невидима
angle:=angle+dangle; //увеличиваем угол
//если угол сделал оборот в 360 градусов
//начинаем отсчет угла заново
if angle >= 360 then angle:=0;
//координаты новой точки
x:=x0+round(rOct*cos(angle*pi/180)*
sin(angle*pi/180)-r);
y:=y0-round(rOct*sin(angle*pi/180));
//положение фигуры Shape1
Shape1.Left:= x - r;
Shape1.Top:= y - r;
Shape1.Visible:=true; //фигура Shape1 видима
//расстояние от центра фигуры до центра формы
distance(x0, y0, x, y);
end;
5: begin //движение по прямой
Shape1.Visible:=false; //фигура Shape1 невидима
angle:=angle+dangle; //увеличиваем параметр
//координаты новой точки
x:=x0+a1*angle;
y:=y0-a2*angle;
//положение фигуры Shape1
Shape1.Left:= x - r;
Shape1.Top:= y - r;
Shape1.Visible:=true; //фигура Shape1 видима
if x<=r
then //достигнута левая граница формы
begin
//определяем случайным образом новые координаты
//напрвляющего вектора прямой
a1:=random(a1Max);
a2:=-random(a2Max)+random(a2Max);
//переносим начальную точку прямой
x0:=x;
y0:=y;
angle:=0;
end
else if x>=Form1.ClientWidth-2*r
then //достигнута правая граница формы
begin
a1:=-random(a1Max);
a2:=-random(a2Max)+random(a2Max);
x0:=x;
y0:=y;
angle:=0;
end
else if y<=r
then //достигнута верхняя граница формы
begin
a1:=-random(a1Max)+random(a1Max);
a2:=-random(a2Max);
x0:=x;
y0:=y;
angle:=0;
end
else if y>=Form1.ClientHeight-2*r
then//достигнута нижняя граница формы
42
begin
a1:=-random(a1Max)+random(a1Max);
a2:=random(a2Max);
x0:=x;
y0:=y;
angle:=0;
end;
end;
else begin //если не указан вид траектории движения
Timer1.Enabled:=false; //останавливаем таймер
MessageDlg('Укажите траекторию движения',
mtWarning, [mbOk], 0);
end;
end;
end;
//обработчик нажатия на кнопку Стоп
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
Timer1.Enabled:=false; //останавливаем таймер
end;
//обработчик выбора переключателя в RadioGroup1
procedure TForm1.RadioGroup1Click(Sender: TObject);
begin
//значение угла или параметра прямой в начале движения = 0
angle:=0;
randomize;
Label2.Caption:=''; //метка пуста
//если движение по спирали интервал для таймера = 10
if RadioGroup1.ItemIndex=3
then Timer1.Interval:=10;
if RadioGroup1.ItemIndex=5
then
begin
//если движение по прямой, случайным образом
//определяем координаты направляющего вектора
a1:=-random(a1Max)+random(a1Max);
a2:=-random(a2Max)+random(a2Max);
end
else
begin
//если движение не по прямой
//восстанавливаем центр формы
x0:=Form1.ClientWidth div 2;
y0:=Form1.ClientHeight div 2;
end
end;
end.







Сноски:
1 Всякую функцию можно задать параметрическим уравнением
1 Циклоида – это кривая, описываемая тоской окружности, катящейся без скольжения по
прямой линии
2 Астроида – это замкнутая линия, являющаяся траекторией точки, лежащей на окруж-
ности радиуса r, которая катится по внутренней стороне неподвижного круга радиуса а
(a=4r)
3 Спираль Архимеда – это кривая, которая получается как траектория точки, движущей-
ся равномерно по прямой, которая вращается вокруг точки, принадлежащей этой пря-
мой. В момент движения движущаяся точка совпадает с центром вращения прямой














Опубликовал Kest December 06 2009 15:14:56 · 1 Комментариев · 29202 Прочтений · Для печати

• Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда задайте вопрос в комментариях или на форуме! •


Комментарии
Руслан. May 19 2010 18:03:32
Спасибо. Очень помогло.
Добавить комментарий
Имя:



smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

Введите проверочный код:* =
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Поделиться ссылкой
Фолловь меня в Твиттере! • Смотрите канал о путешествияхКак приготовить мидии в тайланде?
Загрузки
Новые загрузки
iChat v.7.0 Final...
iComm v.6.1 - выв...
Visual Studio 200...
CodeGear RAD Stud...
Шаблон для новост...

Случайные загрузки
Калькулятор [Исхо...
PHP: Полезные приемы
JanReplace
39 статьи по Delphi
Функции Visual Basic
Киллер окон
Gold Submitter II...
Animation Effect ...
Основы Delphi
Assembler. Практикум
Microsoft SQL Ser...
Assistant
CaptionButton
SendSMS для PHP-F...
Дешифратор содерж...
Preview
Краснов М. - Open...
Система баннеро-о...
PCX
Форма в форме

Топ загрузок
Приложение Клие... 100450
Delphi 7 Enterp... 85844
Converter AMR<-... 20067
GPSS World Stud... 12518
Borland C++Buil... 11579
Borland Delphi ... 8507
Turbo Pascal fo... 7023
Visual Studio 2... 4989
Калькулятор [Ис... 4739
FreeSMS v1.3.1 3536
Случайные статьи
Стандарт сжатия V....
Отчет по доходам н...
Форма Flat - работ...
Моделирование элек...
Защита Web-форм от...
Протокол РоЕ
8.4. Трассировка ...
Модуль RIM и его д...
Too many open files
Приложение Gesture...
Счетчик ссылок vnode
FUNCTION (ФУНКЦИЯ)
Юридическая консул...
12.1. Задача
Язык программирова...
Visual FoxPro сам ...
Прекращение отладк...
Детали реализации ...
Архитектура ОП дол...
Х \== Y
Проверка на проник...
Поиск и установка ...
Построение графиче...
Сайты для бесплатн...
Поле-шаблон
Статистика



Друзья сайта
Программы, игры


Полезно
В какую объединенную сеть входит классовая сеть? Суммирование маршрутов Занимают ли таблицы память маршрутизатора?