В первую очередь разберемся с объявлениями новых объектов. Хотя в классе-наследнике отсутствуют конструкторы, мы тем не менее имеем возможность объявлять объекты без инициализации, а также объекты, инициализируемые другими объектами:
Roubles d; Roubles f = d;
Это означает, что и при наследовании для производного класса система по умолчанию создает конструктор без аргументов и конструктор копирования. Однако конструкторы не совсем «пустые»: поскольку класс Roubles является наследником от TCurrency, в этих конструкторах вызывается конструктор базового класса. В этом легко убедиться одним из двух способов:
? сделать конструктор базового класса приватным — программа просто перестанет транслироваться из-за недоступности конструктора;
Третий способ — прочитать стандарт С++ (см. п. п. 12.6.2 в [1]).
• задать в конструкторе базового класса вывод сообщения на экран — тогда для всех объявлений объектов производного класса на экране появится сообщение, выдаваемое конструктором базового класса.
Такое поведение системы естественно: только конструктор базового класса «знает» все нюансы внутреннего устройства своего класса. Поэтому в создаваемых системой по умолчанию конструкторах он и вызывается для выполнения этой ответственной работы.
Отметим важнейшую принципиальную особенность наследования: конструкторы не наследуются производным классом, а создаются в производном классе (если не определены программистом явно). Система поступает с конструкторами следующим образом:
• если в базовом классе нет конструкторов или есть конструктор без аргументов (или аргументы присваиваются по умолчанию, как в нашем случае), то в производном классе конструктор можно не писать — будут созданы конструктор копирования и конструктор без аргументов;
• если в базовом классе все конструкторы с аргументами, то производный класс должен иметь конструктор, в котором явно вызывается конструктор базового класса.
Если мы уберем в конструкторе класса TCurrency значение по умолчанию, то тут же получим сообщение об ошибке для показанных ранее объявлений переменных-рублей: в базовом классе все конструкторы с аргументами, а в производном классе конструкторы отсутствуют. Поэтому напишем конструктор инициализации для класса Roubles (листинг 8.3).
Листинг 8.3. Конструктор инициализации для класса Roubles Roubles(const long double &г=0.0)
:TCurrency(г) // явный вызов базового конструктора
{ };
Конструктор базового класса явно вызывается в списке инициализации. Значение по умолчанию присваивать необходимо. Если этого не сделать, тогда нужно реализовать конструктор без аргументов, чтобы показанные объявления не вызывали ошибки.
Рассмотрим еще один простой пример наследования (листинг 8.4): Точка на плоскости Точка в пространстве
Листинг 8.4. Конструкторы при наследовании
class Point2D // точка на плоскости
{ public:
// Point2D():х(0.0), у(0.0){} // конструктор без аргументов
Point2D(double х, double у):х(х), у(у) {} // конструктор инициализации
double getx() const { return x; } // координата x
double gety() const { return у; } // координата у
private:
double x,y;
Листинг 8.4 (продолжение)
}; •
class Point3D: public Point2D // точка в пространстве
{ public:
Point3D(double х, double у, double z) // конструктор инициализации :Point2D(x,y),z(z) { }
double getz() const { return z: } // координата z
private:
double z:
}:
Мы определили класс с именем Point 2D, в котором реализовали конструктор инициализации. В производном классе с именем Point3D должен быть конструктор инициализации, в котором конструктор базового класса вызывается явным образом в списке инициализации.
Если мы определим поля в базовом классе как защищенные (protected), то вполне допустима инициализация полей в теле конструктора класса-наследника, например:
Point3D(double х, double у, double z):z(z) { this->x = х: this->y = у: }
Ни в базовом классе, ни в классе-наследнике не определен конструктор без аргументов. К тому же он не создается системой автоматически, так как определен конструктор инициализаций. Это приводит к тому, что следующие объявления сопровождаются сообщениями об ошибках трансляции:
Point2D а; Point3D b;
Если мы раскомментируем конструктор без аргументов в базовом классе, то создать объект базового класса без инициализации будет можно, а объект производного класса — нельзя:
Point2D а: // работает
Point3D b: // по-прежнему не работает
Это и понятно — конструкторы не наследуются, а так как в производном классе определен конструктор инициализации, то конструктор без аргументов не создается.
Осталось разобраться с деструкторами, а также выяснить порядок вызова конструкторов и деструкторов:
• при создании объекта производного класса сначала вызывается конструктор базового класса, затем — производного;
• деструкторы, как и конструкторы, не наследуются, однако при отсутствии деструктора в производном классе система формирует деструктор по умолчанию;
• деструктор базового класса вызывается в деструкторе производного класса автоматически (см. п. п. 12.4/6 в [1]) независимо от того, определен он явно или создан системой;
• деструкторы вызываются в порядке, обратном порядку вызова конструкторов.
Простой пример, текст которого представлен в листинге 8.5, демонстрирует эти положения стандарта.
Листинг 8.5. Порядок вызова конструкторов и деструкторов
class Base // базовый класс
{ public:
BaseO { cout << "Base" << endl; } ~Base() { cout << "-Base" << endl; }
class Derived: public Base // класс-наследник
{ public:
DerivedO { cout << "Derived" << endl; } ~Derived() { cout << "-Derived" << endl; }
void f(void)
{ Derived a; // создали объект производного класса
} // объект разрушен
int main() { f();
return 0; '
Выполнив эту программу, получим на экране:
Base Derived ^Derived -Base
Таким образом, создание и уничтожение объектов выполняется по принципу LifO: «последним создан — первым уничтожен». Проверить, создается ли деструктор по умолчанию, в котором вызывается деструктор базового класса, тоже очень просто — достаточно закомментировать (или удалить) в классе-наследнике определение деструктора и снова выполнить программу. Вывод деструктора производного класса, естественно, исчезнет, но мы увидим, что деструктор базового класса все-таки вызывается, несмотря на то, что объектов базового типа мы не объявляли. |