Наследование от шаблона, которое на первый взгляд выглядит хитрым трюком, позволяет получить именно то, что требуется: написать код подсчета объектов единственный раз и использовать эту функциональность в каждом классе (листинг 11.13).
Листинг 11.13. Наследование обычного класса от шаблона
#include <iostream> using namespace std;
template<class T> // шаблон
class CountedObject
{ static unsigned int counter; // счетчик
public:
// функциональность подсчета объектов CountedObject() { ++counter; }
CountedObject(const CountedObject<T>& t) { ++counter; } -CountedObject() { --counter; }
static unsigned int getCounterO { return counter; }
};
template <class T> // инициализация счетчика
unsigned int CountedObject<T>::counter = 0;
// наследование от шаблона
class Count01: public CountedObject<Count01>
{ // дополнительная нужная функциональность
}:
class Count02: public CountedObject<Count02> { // дополнительная нужная функциональность
}:
int main()
{ Count01 a.b;
cout << Count01::getCounter() << endl; // выводит 2!
Count02 a2,b3,c2;
cout << Count02::getCounter() << endl; // выводит 3! return 0;
Программа считает объекты совершенно правильно — каждый класс отдельно. Следовательно, и класс CountQl, и класс Count02 имеют собственные копии поля-счетчика и унаследовали функциональность шаблонного класса. Однако наследование очень напоминает циклическое самоопределение, так как в качестве аргумента шаблона используется сам наследуемый класс! Тем не менее компилятор сумел правильно разобраться в этой головоломке, поскольку в шаблоне ни одно поле (и ни один метод) не зависит от параметра шаблона Т. Именно это обстоятельство позволяет вычислить размер класса CountedObject (он равен 0, так как статические поля в размер класса не включаются) без подстановки фактического аргумента! Поэтому любое наследование от специализации CountedObj ect полностью определяется на момент обработки, и никакой рекурсии не возникает. Впервые этот удивительный прием показал Джеймс Коплиен в [26]. |